Полторы судьбы
На нем были установлены четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 3,3 л, развивавший 40 л.с. (позднее – 42 л.с.) и четырехступенчатая коробка передач. Грузовик, достигавший скорости 70 км/ч, слыл очень неприхотливым, простым в обслуживании и ремонте. После очередной модернизации в 1938 году (небольшие изменения в конструкцию грузовиков вносили постоянно), когда мощность двигателя возросла до 50 л. с., автомобиль получил индекс ГАЗ-ММ.
Однако «в быту» и даже в милицейских документах машину называли, как правило, по-прежнему; а зачастую именовали просто полуторкой, то есть грузоподъемностью 1,5 т. В 1930-х ГАЗ был самым распространенным автомобилем в СССР. В Красной Армии в июне 1941-го числилось более 151 тысячи машин.
На базе полуторки делали немало модификаций: самосвалы ГАЗ-410 (раннее название ГАЗ-С1), 17-местные автобусы ГАЗ-03-30, санитарные фургоны ГАЗ-55, газогенераторные. Они работали на древесных чурках. Выбирали, как правило, березу или осину – они давали много тепла и мало смолы. После розжига «печки» ждали, когда поднимется давление газа, потом пускали двигатель. Запаса чурок хватало максимум на 80 км. А скорость ГАЗ-42 не превышала 40 км/ч. На базе ГАЗ-ММ делали полугусеничные машины (до 1942 года), трехосный ГАЗ-ААА и штабной автобус на его основе – ГАЗ-05-193.
Во время войны выпускали полуторки с упрощенной кабиной из фанеры, с одной фарой, а часть машин – даже без дверей.
ГАЗ-ММ строили в Горьком до 1947 года, то есть полуторка продержалась на конвейере полтора десятилетия. В ее судьбе – и первые пятилетки, и война, и восстановление народного хозяйства... С 1947-го по 1950-й машину выпускали в Ульяновске. Полуторки работали еще в начале 1960-х, их немало сохранилось и до наших дней. Всего изготовили около 1 млн. полуторок, во время войны – более 102 тысяч.