«торос», «чукотка» и белое безмолвие
Конечная цель – «кругосветка» по кромке Северного Ледовитого океана (она соединит Европу, Азию и Америку), а также бросок по дрейфующим льдам от берегов России до Гренландии и Канады через Северный полюс. В случае успеха – первый в истории трансполярный переход из России в Канаду через Северный полюс и первая арктическая «кругосветка».
Машины, прибывшие в полусобранном состоянии, смогли поставить на колеса за пять дней. Это специальные дизельные вездеходы 6х6. Они созданы НПФ «Экстранс» совместно с нашим экспедиционным центром «Арктика» – независимая подвеска, шины сверхнизкого давления. Экспедиция для них одновременно и обкатка, и полномасштабные испытания. Выходим из Салехарда на четырех вездеходах. Две машины под именем «Торос» совершенно новой, рамной конструкции. Для них это дебют. Две другие – основательно модернизированные автомобили «Чукотка» с несущим клепаным алюминиевым кузовом. Два года назад на них мы совершили переход от Ямала до Чукотки. Дорога знакома, поэтому без лишних остановок почти сутки не выпускаем баранки из рук. Тогда шли на восток, а сегодня к самой северной части России – архипелагу Северная Земля.
ШЕСТОЙ ДЕНЬ ПУТИ
Первые 600 км позади. Температура минус 35, а по ночам и ниже. Движемся по льду Обской губы вдоль трассы зимника. Средняя скорость 20–25 км/ч. По жесткой глубокой колее ехать сложнее, чем просто по заснеженному льду. Донимают технические «мелочи» – то и дело останавливаемся. То неполадки в системе охлаждения, то исчезает зарядка, то возникает зловещий стук: оказывается, плохо затянуты болты…
За двое суток, что провели в городе газовиков Ямбурге, мы кое-что сделали. В системы охлаждения добавили радиаторы – вынесли их в носовую часть машин, усилили рулевые механизмы, заимствованные у VAZ 2108, довели до ума электропроводки.
ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
Разменяли вторую тысячу километров, попрощались с Обской губой. В устье реки Нгарка-Тетнедаяха наткнулись на брошенную полярную станцию «Имени 60-летия ВЛКСМ». Картина удручающая: «летучий голландец», только на суше.
Пересекаем полуостров Явай. Погода не радует. Пурга, порывы ветра до 30 м/с, хотя солнце еще светит, и в его лучах бешеные вихри кажутся фантастическими живыми существами. Во второй половине дня ветер стихает, но исчезает солнце, и все вокруг обволакивает белая мгла. Видимость – ноль. Движемся на ощупь, преодолевая многочисленные овраги, русла речушек и ручьев. Их порой обнаруживаешь, когда проваливаешься в рыхлый снег. Если шагать впереди машины, тогда и скорость упадет до пешеходной.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
Движемся вдоль северо-западного побережья Таймыра. Что ни мыс, что ни остров – страница в истории освоения Арктики. Старые промысловые становища, известные еще по Великой Северной экспедиции, отправившейся в путь более 250 лет назад по указу Петра I. Места, связанные с экспедициями русских и иностранных первопроходцев XIX – начала XX веков Э. Норденшельда, В. Русанова, Р.Амундсена, Н.Бегичева и многих других.
Трудно себе представить, что точно такая же картина открывалась перед глазами знаменитых предшественников. Для Арктики 200–300 лет – мгновение. Внешне здесь почти ничего не изменилось, иными стали лишь наши знания об Арктике.
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
Идем на север через острова архипелага Норденшельда. Как только стали удаляться от паковых льдов, опоясывающих Таймырский полуостров, дорога с каждым днем хуже. Отдельные гряды торосов все чаще переходят в сплошные поля. К тому же рыхлый, неуплотнившийся снег между хаосом ледяных глыб совершенно не хочет держать наши машины. Особенно достается «чукоткам» – у них более жесткие колеса меньшего диаметра.
Скорость падает до 3 км/ч. Пять минут движения на пределе возможного, затем – минут 15–20, чтобы извлечь машины из очередной ямы. Путь порой приходится прорубать пешнями, ломами, лопатами и прочим шанцевым инструментом.
Более тяжелые «торосы» на шинах-оболочках движутся куда увереннее. Но им тоже достается: подвески трещат, от ударов о торосы диски на многих колесах (особенно передних) уже бесформенные.
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПУТИ
Вышли на Северную Землю. Остров Большевик, мыс Неупокоева. От Норденшельда всего 112 километров, но на них потратили целых пять дней.
Опробовали еще один прием. Идем в связках по две машины и два прицепа. Впереди красный «Торос», за ним два прицепа, и замыкает сцепку более легкая синяя «Чукотка». Выигрыш очевиден. Если головная попадает в ловушку и надо сдать назад – ей помогает задняя, подергивая прицепы на себя. И караван вновь ползет вперед. Тяни-толкай. Средняя скорость едва достигает 10 км/ч, но это уже настоящий успех! Попутно снижаются нагрузки на подвеску и трансмиссию машин, работающих на пределе.
Запасы топлива тают. «Расход топлива на 100 км» в этих условиях – понятие абстрактное. До ближайшей гарантированной заправки на острове Среднем (пограничники – добрые люди!) не менее 400 км. Вскоре остается лишь один вариант: слить все оставшееся топливо в две машины и, бросив остальные, пробиваться дальше. От этого «крайнего случая» спасает солярка, обнаруженная на заброшенной полярной станции «Остров Русский». Не особо товарный продукт, но нам, понятно, не до качества.
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ ДЕНЬ ПУТИ
Остров Средний. Ворота к Северному полюсу. Когда-то здесь кипела жизнь, регулярно совершались авиарейсы на Диксон, Хатангу, Норильск. Полярники заполняли гостиницу либо перед отправкой, либо перед возвращением. Население острова порой доходило до нескольких сотен человек! Сегодня – полное запустение, кладбище металла. Всего, что когда-либо было завезено на остров в виде техники и оборудования. Живет лишь пограничная застава.
Добрались сюда благополучно, топлива хватило. Однако железо тоже устает. Не выдержала ступица переднего колеса на «Торосе», шедшем в авангарде. Массивная деталь раскололась надвое. Шлицевая часть осталась на валу, а все остальное вместе с колесом отвалилось. Ситуация аховая – запасной ступицы нет.
За дело берутся виртуозы-механики. Консилиум выносит решение: ступицу возродить! Выручают российские батареи «Титан-Arctic». Снятые с машин и последовательно соединенные вместе с подобием реостата из толстой нихромовой проволоки, они позволяют вести электросварку в режиме постоянного тока.
ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ
Комсомолец – самый северный остров архипелага Северная Земля – цель нашего путешествия. Пройдено около 3000 км. Дальше на север, по дрейфующим океанским льдам пойдем в следующем году, забросив авиацией машины на остров Средний. А сейчас поворачиваем к дому.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПУТИ
Технику и снаряжение оставляем на Диксоне и возвращаемся в Москву самолетами. Пока все мысли о встрече с родными и, конечно же, о продолжении «Полярного кольца». Северный полюс, Канада, Аляска и Берингов пролив наверняка нас заждались.
автор: заслуженный мастер спорта.
Фото: Виктор Русский