Автоспорт: дамам вход закрыт?

АВТОСПОРТ: ДАМАМ ВХОД ЗАКРЫТ?

Даже если в тех же видах существуют и женские соревнования, им уделяют в лучшем случае несколько строк.

Автомобильный спорт, несмотря на то что официально допускает участие женщин, остается уделом мачо. Возьмем формулу 1. Эти наиболее зрелищные в мире состязания смотрят миллиарды телезрителей. С 1950 года, когда началась жизнь формулы, прошло свыше 700 гонок с участием более 300 пилотов. Сколько из них было женщин? Пятеро, или 0,5% от общего числа, при этом всего одной удалось выиграть… пол-очка. Это была итальянка Лелла Ломбарди, стартовавшая в марте 1975 года. Мария Тереза де Филлипи (сезоны 1958 и 1959 годов), Дивина Галица (1976–1978 гг.), Дезире Вильсон (1980) и Джиованна Амати (1992) не принесли ни единого очка.

Женщинам, однако, удалось о себе заявить в гонках на выносливость. Весь спортивный мир знает об успехах Юты Кляйншмит из Германии, победившей несколько лет назад в «Париж-Дакаре» и не раз приходившей на финиш второй в этом гигантском автомарафоне. Но она отнюдь не одиночка. Еще раньше, начиная с 30-х годов, француженок Одетт Сико и Маргарит Марёз можно было видеть на старте «24 часов Ле-Мана» за рулем «Бугатти». Первая из них даже пришла к финишу четвертой в 1932 году, показав лучший результат из всех, какие были достигнуты в этих соревнованиях женщинами. С тех пор еще 48 женщин-пилотов пытались не упустить свой шанс в «Ле-Мане». Последний по времени лучший результат показала Ванина Икс – дочь прославленного пилота формулы 1 Жаки Икса. Она была 27-й в общем зачете 2003 года.

По другую сторону Атлантики нескольким женщинам удавалось кое-чего добиться в Индианаполисе. Это были Линн Сен-Джеймс, Жана Гитри и позже Сара Фишер, но никогда они не занимали высокие места на подиуме. Единственная женщина-пилот, которой удалось достичь вершин в мировых чемпионатах, была француженка Мишель Мутон. Она удостоилась звания чемпиона мира по ралли в 1982 году. Несмотря на возникшие технические проблемы с ее «Ауди-Кваттро», она опередила своего главного соперника Вальтера Рёрля, который, впрочем, никогда не простил ей этого проигрыша, заявив, что такую машину, как «Кваттро», могла бы водить даже обезьяна.

И все же чем объяснить неспособность женщин одерживать победы в автомобильных гонках? Прежде всего они не так фанатичны в этом, как мужчины. К тому же не готовы преодолевать безжалостное сопротивление последних при попытках прорваться в их узкий гоночный круг.

Получая отказ за отказом, немногие станут бороться за место под солнцем. Не будем сбрасывать со счетов, что у женщин более обострен инстинкт самосохранения, нет природной агрессивности – качеств, которые плохо совместимы с риском в автомобильных гонках.

Что ж, дорогие дамы! Сегодня мы не совсем готовы к гоночным баталиям, за исключением разве тех, что проходят с участием одних только женщин. Таких, например, какой была ушедшая в прошлое гонка Париж–Сент-Рафаэль или современные ралли «Газель». Правда, эти длительные соревнования не собирали ни множества болельщиков у трасс, ни тем более телезрителей у экранов. Этого, согласитесь, не хватает, чтобы утолить нашу жажду быть признанными и равноправными. Однако кто знает, а вдруг где-нибудь в мире за рулем какого-нибудь карта уже появилась маленькая Мануэлла Фанхио или Михаэлла Шумахер, которые тренируются каждый день, чтобы изменить сложившуюся ситуацию… и доставить нам радость реванша!

Подпишитесь на «За рулем» в