Забег на длинную дистанцию
Кстати, большинство скидок и подарков, о которых трубили продавцы в канун Нового года – «небывалое снижение цен», «только у нас машина по цене велосипеда» и т. д., – действительны и поныне (пусть это и касается в основном машин 2004 года выпуска). Не забудем еще, что искомый аппарат можно приобрести в кредит, причем не торопясь найти лучшую схему.
МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ…
С 2001 года нас буквально захлестнул кредитный бум. О том, как, где и на каких условиях лучше взять кредит, мы писали не раз, но нынешняя ситуация требует снова вернуться к теме. Во-первых, потому, что прошлым летом пережили банковский мини-кризис, а это в очередной раз могло вернуть часть наших пуганых граждан к мысли, что чулок с наличными куда надежнее, чем банк. А во-вторых, придав этому «во-первых» важное значение, банки стали активно предлагать прямо-таки невиданно льготные кредиты, только что второй автомобиль в подарок не обещая тем, кто возьмет в рассрочку первый.
Желание поглубже разобраться в этом привело к многодневному общению как с представителями финансовой сферы, так и с дилерами, в ходе которого я убедился, что легкое прошлогоднее «сотрясение» банков на самом деле не сказалось на процессе кредитования населения. Купить в рассрочку автомобиль сегодня не сложнее, а проще, чем полгода назад. И при этом никаких дополнительных рисков для потребителя. Конечно, всегда будут люди, у которых любые заемные схемы вызывают патологическое недоверие. Они предпочитают им расчет наличными либо тупой бартер: «ты мне – огненную воду, я тебе – шкурку песца». Но так можно только мечтать о новой машине и всю жизнь ездить на электричке.
Другой парадоксальный вывод: за истекшее с лета время ничего «революционного» в плане появления новых схем кредитования покупки автомобиля не случилось (впрочем, как и в последние сто лет). И какой-нибудь кредит «Рождественский» в банке А. отличается от «Праздничного» в Б. в основном только названием. Клиент выбирает машину, прикидывает, во сколько она обойдется, если платить, «растягивая удовольствие», и дело сделано.
И все же: прежде чем принять столь серьезное решение, стоит хорошенько просчитать, какой автомобиль «ваш». Продавцу, конечно, хочется угодить вам машиной подороже: мол, при кредитной схеме разница в цене не столь ощутима, зато сколько удовольствий дарит, скажем, «автомат» или кожаный салон…
Специалисты между тем подсчитали, что реально покупатель «потянет» автомобиль, если его цена плюс расходы на содержание (бензин, страховка, ТО, стоянка и т. д.) в сумме не превышают годового дохода. Посчитать это очень просто. Скажем, новая отечественная «пятерка» стоит сегодня около 4 тыс. долл., годовое содержание (при пробеге 10–15 тыс. км) обойдется еще в тысячу, итого пять. Значит, ее хозяин должен ежемесячно зарабатывать не меньше 400 долл., иначе придется пожизненно ходить в долгах. И вообще неизвестно, хватит ли его финансовых возможностей до конца пройти кредитный марафон. Порой до работы проще (и, между прочим, быстрее) добираться на общественном транспорте.
Все так, но вот в метро душно, автобусы ходят с перебоями, а если машину выбрать, строго соотнеся покупку с доходами, риск не так и велик, а кредитные схемы, если верить рекламе, такие щадящие. А тут еще 23 февраля на носу, а за ним сразу 8 Марта... Может, действительно сделать себе подарок (или ей, любимой)? Мужчина я, в конце концов, или нет?
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ…
Чтобы не гадать на кофейной гуще, для примера решил взять один из востребованных на рынке автомобилей – малолитражный «Хёндэ Акцент». Что ни говори, иномарка по форме и содержанию, а по цене еще «россиянка». Базовый вариант отверг с ходу, замахнулся на «полный фарш», куда, в моем представлении, входят автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, магнитола и электростеклоподъемники. Такая комплектация стоила в январе 11 921 долл., или 332 700 руб. Их у меня просто нет, так что надо выбрать кредитный пакет.
Наиболее полный набор вариантов с помощью соответствующей службы сети салонов «Автомир» я свел в таблицу. Однако вначале о некоторых разновидностях кредита. Среди них есть такие, где первоначальный взнос вообще не нужен (!), в то время как за другие придется сразу выложить от полутора до двух с хвостиком тысяч у. е. Максимальный срок кредита сегодня – 5 лет, минимальный – 1 год. При некоторых схемах обязательно требуется страховка, где-то нужны поручители, а в иных случаях стоит заранее запастись справкой о доходах супруги. Далеко не всегда можно получить кредит день в день (случается, что нужно ждать и неделю!), но «машина в кредит через час» – не рекламный слоган, а реальность. Правда, час может растянуться на три-четыре, а проценты по такой схеме неприлично большие, но желающие все равно есть. Кстати, внимательно прочитать (причем лучше не один раз!), под чем вы подписываетесь, тоже будет совсем нелишним. Чтобы потом не удивляться, откуда вылезли непонятные «дополнительные сборы» или «проценты за ведение дела», «открытие счета в банке», грабительский курс при обмене валюты и тому подобные «прелести».
Как правило, все машины, купленные в кредит по «моментальной» схеме, обязательно, еще в автосалоне, оборудуют охранной сигнализацией. Десять против одного, что стоить она будет во много раз дороже, чем та же самая в обычном центре, специализирующемся на установке подобных систем. Одним словом, за десять минут вопрос «быть или не быть?» (в нашем случае – «брать или не брать авто в кредит?») не решают. Лучше сначала хорошо подумать, а потом уже что-то предпринимать.