«иж» ты!

«ИЖ» ТЫ!

Производство будет включать в себя сварку, окраску, сборку – практически полный цикл, а в перспективе – и высокая степень локализации. Объем инвестиций уже на первом этапе – 70 миллионов долларов. План по выпуску «Спектры» на этот год – 8 тысяч автомобилей.

НЕ УПУСТИТЬ ШАНС…

Вообще-то бум открытия автосборочных производств в России пришелся на последние пять лет прошлого века. Тогда же правительство предприняло и первые попытки увлечь иностранных производителей идеей совместных предприятий. Не получилось: большинство проектов оказались однодневками. Мало кто теперь вспоминает о «шевроле-блейзерах» из Елабуги, ФИАТах из Нижнего Новгорода, «хёндэ» из Саратова, «шкодах» из Ижевска, а те единичные СП, что все-таки работают, делают это скорее вопреки, чем благодаря.

Впрочем, то же самое можно сказать и о «старых» отечественных автопроизводителях, которым удалось выжить. Тяжелее всех в этой борьбе пришлось, наверное, Ижевскому автозаводу. Одно время казалось, что это незаконнорожденное дитя «оборонки» погибло в неравном бою с обстоятельствами, но на рубеже тысячелетий завод вдруг начал оживать. Правда, собственной модели – «Оде» (она же «Орбита» в девичестве) по-прежнему не везло. Выйди она на рынок в начале 80-х – вполне могла бы стать бестселлером и разойтись в миллионах копий; в начале же ХХI века у нее, как оказалось, совсем немного приверженцев.

Т акова, видимо, судьба всех устаревших заднеприводных автомобилей, на которых специализируется «ИЖ-Авто»: в конце прошлого года завод дважды пришлось останавливать. Увы, нет сбыта. Ни возросшее качество, ни фиксированная цена, ни рекламные ролики («Теперь с оцинковкой!»), ни новая цветовая гамма не принесли желаемых результатов. «Это обычный сезонный спад», – успокаивали заводские маркетологи. «Просчеты сбытовой политики» посчитали эксперты «Нью-Йорк Таймс» (!), посвятившей отдельную статью «ИЖ-Авто» в ноябре 2004 года. На самом деле всем уже понятно: на давным-давно устаревших (пусть и самых дешевых!) моделях в светлое будущее не въехать.

…В конце зимы в столице Удмуртии прошел традиционный слет дилеров «ИЖ-Авто». В холле заводоуправления были расставлены «шестерки», «четверки», «оды» и пикапы. Торговцам предлагали новую гамму окраски традиционного товара, кое-что еще, но в курилке разговоры шли вокруг перспектив. Под ними подразумевался «Проект «Спектра». Представители сбытовых структур полагали, что КИА из Ижевска будут реализовывать через устоявшуюся дилерскую сеть. А это им давало шанс подняться – избавиться от имиджа продавцов «совковых» наборов «Сделай сам». Наверно, потому они так внимательно слушали доклады, участвовали во всех дискуссиях – надо учиться выживать вместе…

АЗИАТСКИЕ ИГРЫ

Судя по всему, руководители Ижевского автозавода давно поняли, что заднеприводные в лучшем случае позволят восстановить и сохранить производство, но не принесут желаемых дивидендов. Поэтому и пытались договориться о выпуске в Ижевске сначала «Шкоды», затем «Фольксвагена», «Хёндэ»... Потом завод сменил хозяина – им стала группа СОК, и в 2002 году «ударили по рукам» с корейской компанией КИА.

«Азиатские тигры» к тому времени обосновались во многих странах, в том числе и в России: модели КИА и «Хёндэ» уже собирали в Калининграде и Таганроге. Но свой кусок пирога достался и Ижевскому заводу – модель «Спектра». Этот автомобиль класса С (в некоторых странах его относят и к D) разошелся по миру под разными названиями неплохим тиражом и несколько лет назад был даже признан «Автомобилем года» в США. В самой Корее производство этой модели прекращено, но, по прогнозам маркетологов, у нас в стране (не исключено, что и в соседних) она может пользоваться популярностью еще многие годы. Особенно если удастся снизить цену – скажем, до 10 тыс. долл. за базовую модель.

Под этот проект решили не строить новый завод: линии по сборке КИА будут располагаться параллельно ниткам конвейера, откуда сейчас сходят «оды», «четверки» и «шестерки». «Но это будет полноценное производство, а не какая-нибудь «отвертка», – несколько раз подчеркнул генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Михаил Добындо.

«НАШЕ КАЧЕСТВО – НАША ЗАРПЛАТА!»

Плакаты с таким призывом встретишь на заводе буквально на каждом шагу. Еще бы – народ теперь разборчивый, и пусть автомобиль стоит 4–5 тыс. долларов, он должен быть «ровно на эти деньги!» Никаких «потом сами докрутим»!

Ныне на «ИЖ-Авто» после каждой смены в каждой бригаде – традиционный уже «разбор полетов». За брак одного рабочего наказывают рублем всю бригаду; кроме ОТК есть и «директорский» контроль. Раз в неделю генеральный и его заместители садятся за руль только сошедших с конвейера машин и лично «тестируют» их. «Конечно, ляпы, допущенные в конструкции, уже не исправить, но что касается комплектующих, сборки – тут держись!» – уверяет Михаил Добындо. Причем, по его словам, немедленные и жестокие меры распространяются не только на «своих», но и на смежников.

Между прочим, все это имеет самое непосредственное отношение к «Спектре»: собирать ее будут те же люди, что стоят сейчас на конвейере «шестерок» и «двадцать шестых». Других и взять-то неоткуда, не из Кореи же завозить, а главное, как считает руководитель «Проекта «Спектра» Андрей Маслов, «брак зависит не от людей, а от техпроцесса, хотя и с людьми работаем тоже».

На заводе розданы опросные листы, и по результатам анкетирования проводят своего рода мониторинг кандидатов на новые рабочие места. Сейчас средняя зарплата здесь – около 7 тыс. рублей. Для города и республики в целом это приемлемо. Но вполне вероятно, что на сборке «Спектры» она станет выше (изменится сама система оплаты).

Группа будущих руководителей среднего звена уже учится в Корее. На очереди – бригадиры и мастера. Поначалу контроль качества выпущенных в Ижевске автомобилей КИА будет совместным, позже, если не появятся претензии с корейской стороны, его полностью доверят местным (так было в Калининграде и Таганроге).

На повестке дня уже и локализация. В первый год работы, по предварительным прикидкам, в «Спектре» российскими будут шины и диски, аккумуляторы, масла и технические жидкости. Уже обсуждается проект создания СП по выпуску сидений и обивок, пластиковых штампованных деталей (бамперы). Через год «своими» станут светотехника, стекла, топливный бак, радиатор, шумоизоляция и многое другое. Опять же контроль на первых порах будет корейско-российским. Кстати, от этого праздника жизни «перепадет» собственным «одам» и «четверкам». На новом окрасочном комплексе должны красить все автомобили, а не только кузова «Спектры». А там, глядишь, подтянут и качество сборки, и производство комплектующих для всей ижевской «классики». Это, кстати, одно из условий выживания всего автозавода: вряд ли кто-то поверит в качество «Спектры» и выложит за нее 10–12 тыс. долл., если будет знать, что рядом собирают откровенную халтуру.

…В Ижевске в ближайшие дни ожидают первую партию нового оборудования. Завершить его монтаж намечено в июне, поскольку уже в августе первые товарные машины должны покинуть территорию завода. В 2005 году их, как было сказано, выпустят 8 тысяч, но в перспективе через пять лет речь может идти уже о 140 тысячах «кореянок». Впрочем, почему «кореянок»? Генеральный директор ОАО «ИЖ-Авто» Михаил Добындо их иномарками не считает: «Не столь важно, где разработана модель, главное, чтобы автомобиль был сделан на высоком техническом уровне, вне зависимости от шильдика на капоте. Под капотом все равно будет стоять «Сделано в России на «ИЖ-Авто»…

Фото: Александр Батыру

Подпишитесь на «За рулем» в