Время рекордных продаж
Примерно по 60 тысяч легковых авто было продано под марками ГАЗ и «Ока». Еще около 40 тыс. россиян в прошлом году приобрели автомобили марки ИЖ и чуть менее 30 тысяч пересели на новые «уазики». В целом же на долю российских марок пришлось около 72,5% рынка новых легковых автомобилей, а всего в 2004 году было реализовано 940 тысяч новых отечественных автомобилей и 400 тысяч новых иномарок.
Среди последних лидирует «Шевроле», чьи продажи на российском рынке выросли по сравнению с 2003 г. в полтора раза – до 56,5 тысячи. Впервые в свои отчеты «Джи-Эм СНГ» включил продажи СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» (более 53 тысяч «Шевроле Нива»). Отметим, что на российском рынке было также реализовано 647 вседорожников «Трейл Блейзер» (+89,1% к 2003 г.), 423 вседорожника «Тахо» (+61,4%), 776 автомобилей «Авео», 635 «Лацетти» и 47 – «Эванда» (три последние модели в «девичестве» носили шильдики «Дэу»). Еще в 2004 году продано 83 вседорожника «Хаммер» (Hummer H2) калининградской сборки.
На второе место среди иномарок по итогам года заслуженно вышла южнокорейская «Хёндэ» – объем ее продаж на российском рынке вырос по сравнению с 2003 г. в 2,5 раза – до 50 686 автомобилей. На третьем месте – «Тойота». Через сеть своих официальных дилеров она продала 43 867 авто. Лидерами здесь стали «Королла» (12 973), «Кэмри» (9797), RAV4 (6156), «Авенсис» (6092).
«Форд» сохранил четвертое место, но так и не перешагнул через порог в 40 тысяч – компания реализовала 39 241 автомобиль (+96,1% к 2003 г.). По-прежнему наибольшим спросом пользовался «Фокус» всеволожской сборки – 28 059 реализованных машин, более 70% общего объема продаж. На втором месте – «Мондео» (3866 седанов и универсалов); успешно стартовали продажи компактвэна «Фокус Cmax» – 2926.
Объем продаж «УзДэуАвто» в 2004 г. (пятое место) вырос на российском рынке по сравнению с 2003 г. до 35 398 автомобилей. За это время было реализовано 25 280 «нексий» (+71,7% к 2003 г.) и 10 118 «матизов» (+82,8%). Планы на этот год еще более амбициозные: 60 тысяч! Между тем возраст основной модели, «Нексии», дает о себе знать: за последние три года компания сползла с первого места на пятое.
Далее в десятке лидеров японские «Мицубиси» и «Ниссан», южнокорейская КИА и только на 9-м и 10-м местах – европейские компании: «Рено» и «Опель». Причем первая в течение года сдавала позиции, а вот вторая поднялась на две строчки. Причина фиаско европейских автомобилей одна: те, что производятся в «еврозоне», слишком дорогие. «Опель» удержался в десятке, поскольку традиционно номинируется в долларах, а «Рено» в конце 2004 года тоже перешел на «баксы». Правда, летом в Москве начнется сборка «Логана». Вот тогда и посмотрим…
Открытием года на нашем рынке можно считать японскую «Мазду» – продажи увеличились в 5,2 раза (8565 автомобилей). Увы, по-прежнему стремительно сдает позиции некогда фаворит российского рынка – чешская «Шкода»: объем продаж за год снизился на 18,7%. Еще больше, на 44,5%, упала реализация у испанского СЕАТа – до 87 автомобилей. Нечем похвастаться и «Фольксвагену», чьи автомобили в России всегда были очень популярны. Это особенно заметно на фоне стремительного роста продаж других компаний.
В первом номере ЗР мы дали предварительный прогноз продаж иномарок в 2004 году (до оглашения окончательных цифр еще было больше месяца) и, как выяснилось, почти не ошиблись: не только «угадали» общее количество проданных иномарок (400 тыс.), но и итоги продаж ведущих компаний. Ошиблись лишь в двух случаях – «Тойота» и «Ниссан» показали лучшие результаты, чем мы прогнозировали.
Наш прогноз на 2005 год еще более оптимистичен: иностранные производители продадут в России примерно 500 тыс. машин, из которых 160–180 тыс. будут собраны у нас. Основной спрос – 60% – предвидится на автомобили ценой 10–20 тыс. долл. С 2010 года, как считают аналитики, в России начнут ежегодно продавать 1,3 млн. автомобилей иностранных брендов, причем примерно половину из них будут собирать на территории РФ.