На подъеме
Тем не менее в целом результаты 2004 года можно (и нужно!) расценивать как положительные. Грузовых, легковых автомобилей и автобусов в 2004 году изготовлено 1,4 млн., что на 8,4% больше, чем в 2003-м.
ГРУЗОВИКИ
Их собрали 202 212 – на 3,9% больше, чем за 2003 год; рост здесь зафиксирован уже второй год подряд (в 2003 году выпустили почти на 12% больше, чем в 2002-м). Ежемесячно с конвейеров сходило 15– 16 тыс. грузовиков. Причем аналитики отмечают тенденции, свидетельствующие о том, что в стране развиваются не только торговля и сервис, но и «реальный» сектор. Так, самыми быстрыми темпами в 2004 году рос выпуск большегрузных автомобилей, а не «газелей», как в прежние времена. На КамАЗе собрали грузовиков на 20,7% больше, чем в 2003 году, на автозаводе «Урал» – на 13,9%, а на Брянском заводе колесных тягачей (АО «БЗКТ») и вовсе на 48,1%!
А вот ГАЗ, который делает больше половины всех грузовых автомобилей в России, темпы снизил, хотя и выпустил их на 8,1% больше, чем в 2003 году. Уровень производства полуторок «Газель» сохранился прежним, а вот выпуск однотонных фургонов «Соболь» возрос в 1,4 раза, и на 25% больше собрали среднетоннажных автомобилей. Последние в 2004 году составили пятую часть от всех, произведенных на ГАЗе!
А вот производители малотоннажных грузовых автомобилей – УАЗ, «ИЖ-Авто», «ВАЗинтерсервис» – снизили их выпуск по сравнению с 2003 годом на 18,0, 12,1 и 9,2% соответственно. И в конце года все они были вынуждены даже останавливать производство, чтобы распродать скопившиеся на площадках машины. Удивительно, но в канун нового года на УАЗе и «ИЖ-Авто» вдруг снова зафиксировали подъем продаж! Трудно сказать однозначно, с чем это связано, но на 2005 год оба предприятия планируют как минимум сохранить уровень продаж (а «ИЖ-Авто» намеревается увеличить выпуск фургона Izh 2717 на 45%!).
На 2005 год все производители вынашивают смелые планы. АМО «ЗИЛ» хочет собрать свыше 17 тысяч грузовых автомобилей (почти на четверть больше, чем в 2004 году), КамАЗ – 31,5 тыс. (рост на 7,7%), «Урал» – на 20% больше, а ГАЗ – на 8%. Так что этот год может стать еще более удачным для отечественных производителей. Тем более что особой конкуренции тут пока нет. Иностранцы продают товар «штучный» – больно велика цена. К примеру, за год в России продали 647 новых малотоннажных «мерседесов», 474 грузовика этой марки (+44%) и 147 бывших в эксплуатации коммерческих автомобилей (–8%). Не играют существенной роли и СП по сборке иностранных грузовиков: на «АвтоТОРе» в 2004 году выпустили 123 автомобиля КИА серии К, а на СП «ИВЕКО-УралАЗ» – 69 штук. Кроме того, в страну ввезли 42 тыс. подержанных грузовиков, преимущественно большегрузных (средний возраст – 3–5 лет).
АВТОБУСЫ
В последние годы их производство в России развивалось особенно быстро: с 45,6 тыс. в 1998 году до 76,6 тыс. в 2003-м – рост в среднем на 11% в год. Быстрее всего пополнялся парк автобусов особо малого класса – так требовал рынок. Однако в 2004 году подъем прервался – было изготовлено 76 208 автобусов (–0,5% к уровню 2003 года). Как и в случае с грузовиками, «провал» случился в последние три месяца года (по результатам первых девяти было зафиксировано повышение).
Но рост производства автобусов «Соболь» и «Газель» продолжался: плюс 5,8% по итогам года. Увеличили выпуск на заводах «Урал» (+1,3%), «Волжанин» (+13,3%), НефАЗ (+33,3%), «Скания-Питер» (+56,4%), предприятиях компании «Русские Автобусы» (+9,5%). Зато сильно снизилось производство автобусов в АМО «ЗИЛ» (на 27,5%) и на УАЗе (–21%) – отсюда и общее отставание в отрасли. Вместе с тем оживился импорт подержанных автобусов, которых ввезли за год 6,5 тыс. штук (+30%).
В планах заводов – сохранить прежние объемы производства автобусов и даже несколько увеличить их. Но смогут ли они это сделать, пока непонятно. Речь не о недостатке мощностей (все заводы имеют значительные резервы и способны удовлетворить потребности клиентов в машинах любого класса). Но основным покупателям автобусов – муниципальным образованиям и региональным властям в этом году придется в первую очередь затыкать дыры в бюджете, образовавшиеся в результате монетизации льгот и, видимо, им будет не до обновления парка.