Горожанин
Иногда, от слишком долгого стояния в очередной московской пробке, разыграется фантазия и представишь себе: вместо ИЖей, «газелей» и импортной грузовой мелочи на сегодняшнюю улицу выливается поток старорежимных ЗИЛов и «газонов» – больших, неповоротливых, вонючих… Короче, ужас, летящий на крыльях ночи! Ужас, конечно, а грузы-то возить надо. Ведь не всем и не всегда хватает «каблучка» или полуторки – нужен тоннаж поболее. А еще хотелось бы автомобиль посовременнее: экономичный, удобный, компактный, поворотливый. Так появился «Валдай».
Идея нового среднетоннажного грузовика бродит в умах газовцев года этак с девяносто восьмого. Позднее опытные образцы новинки, внешне похожей на «Газель»-переростка, были показаны публике и успели покочевать по выставкам, но лишь в конце прошлого года машина добралась до производства: в декабре с немалой помпой первые «валдаи» съехали с конвейера.
Несмотря на схожесть с «Газелью», «Валдай» пойдет по тому же конвейеру, где собирают среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3308, 3309. Им теперь уготована участь деревенских парней – крепких, выносливых, не боящихся грязной работы, но не слишком воспитанных. С такими манерами нынче в городе делать нечего. Городской асфальт и пригородные перевозки теперь будет осваивать младшенький – «Валдай». Именно так выглядит разделение труда по-нижегородски. Да и неловко новичку съезжать с асфальта: длинный, приземистый, на маленьких колесах – типичный горожанин.
Конвейерное родство образовалось не на пустом месте. «Валдай» достаточно широко унифицирован с серийными грузовиками ГАЗ. Кабина, несмотря на ряд конструктивных отличий, близка к «газелевской», отсюда и внешнее сходство. Для рамы использованы те же профили, что и для капотного ГАЗ-3307. От него же позаимствована с некоторыми изменениями балка заднего моста. От дизельного 3309 досталась пятиступенчатая коробка передач. Под капотом «Валдая», как и у больших грузовиков, минский дизель семейства Д-245, который теперь выполняет нормы Евро II.
Однако собранным «с миру по нитке» «Валдай» не назовешь – заимствованные узлы и агрегаты подверглись (или подвергнутся) серьезной модернизации. Многое сделано специально для новой машины, а некоторые конструкторские решения применены в нашей стране впервые. Так, у «Валдая» оригинальная передняя подвеска на малолистовых рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости. В задней подвеске в обозримом будущем планируют применить рессоры с прогрессивной характеристикой, без подрессорника. У машины свой рулевой механизм с гидроусилителем белорусского производства и самая главная новинка – тормоза. Спереди и сзади – дисковые вентилируемые, с антиблокировочной системой – тормоза хорошей легковой машины. Только пневмопривод выдает, что речь идет о грузовике. Система покупная, фирмы «Кнорр-Бремзе». Подобные «избыточные» тормоза позволят без проблем повышать полную массу автомобиля – в частности, чтобы строить на его шасси безопасные автобусы.
Да-да, на базе «Валдая» планируется выпускать не только грузовые модификации – с двойной кабиной, удлиненной базой, но и целое семейство пассажирских машин. Помнится, именно за ненадежные тормоза доставалось автобусам, построенным на газовских агрегатах. Теперь причину таких аварий извели под корень. Даже самый завзятый критикан вряд ли отыщет тормозную систему современней.
Вообще, «Валдаю» пришлось сдавать довольно жесткий экзамен – на него, как на новую модель, распространяются самые свежие сертификационные требования.
Про «экологический» двигатель и эффективные тормоза уже говорили. Еще современному грузовику не положено громко шуметь, поэтому шумоизоляция моторного отсека впечатляет, а снизу двигатель и коробка закрыты специальными поддонами. Чтобы соответствовать сегодняшним требованиям по светотехнике, грузовик должен приобрести сходство с елочной игрушкой: габаритные огни на крыше кабины, по периметру кузова…
Весной «Валдай» появится в продаже, а до конца года планируется выпустить 7000 новых автомобилей. Чего стоит новинка на фоне своих конкурентов – покажет время. Ну а цена в рублях уже известна – 420 тысяч.