Бибендум делает выдох
Первая новинка так и называется – «Твил». В этом изящном колесе из резины сделан только протектор, обеспечивающий сцепление с дорожным покрытием. Под ним – упругие и довольно сильно деформируемые спицы – они и составляют ноу-хау. Такие колеса уже выпускают для тихоходных экипажей (например, кресел-колясок, погрузчиков), а в Детройте их впервые можно было увидеть на «Ауди А4». Пока это только концепт и, как признают на «Мишлене», до массовой замены пневматики по крайней мере лет 10–15. Но на испытаниях «Твил» уже обеспечил 5-процентную экономию топлива благодаря меньшему сопротивлению качению и впятеро (!) более высокую боковую жесткость, чем обычная шина, что обусловило необычайно живой отклик автомобиля при рулении. Разработчики обещают даже, что колеса «Твил» заменят собой не только шины, но и… упругие элементы подвески!
Вторая безвоздушная новинка названа «Эйрлесс» (Airless) – она удивительно напоминает колесо, изобретенное московским инженером Малкиным (ЗР, 2004, № 9). Но это уже не макет, умещающийся на ладони, а прототип, проходящий ходовые испытания. Впрочем, схожесть решений мнимая: форма упругих поясов, их материал, способ крепления к ободу в этих концепциях различны. Идея одна – обойтись без воздуха. Как утверждают на «Мишлене», колесу не страшны не только проколы, но и поломка нескольких упругих поясков.
Как видим, будущее колеса внушает оптимизм и сулит немало интересного. Возможно, сам Бибендум уступит место новому человечку – ажурному, на спицах…