Песчаные часы дакара
КОМАНДА
…На четвертый день гонок Де Рой-младший, пытаясь достать Чагина, завалил свой ДАФ на бок. Через несколько мгновений к месту аварии подъехал КамАЗ Кабирова. Убедившись, что экипаж цел и невредим, попытались поставить машину на колеса. Зацепили, дернули раз-другой, порвали трос. Стало ясно: одной машиной не осилить, а до финиша этапа еще более 100 километров. Остановка отняла у Кабирова около 6 минут. Надо было ехать. О случившемся передали по рации несколько отставшему экипажу И. Мардеева. К этому времени и Де Рой-отец подтянулся. Двумя машинами непутевого сына поставили на ноги.
Помощь на марафоне – привычное дело. Сколько джипов КамАЗы вытянули из-под барханов – не сосчитать. На медаль, конечно, никто не рассчитывал, но голландцы даже спасибо не сказали. Наверное, у них так принято… Пару лет назад какая-то сво… «добрая рука» отверткой пробила радиатор на машине Чагина. Хорошо, вовремя заметили. Другие после такого «розыгрыша» посторонних к биваку на пушечный выстрел бы не подпускали. Наши лишь выставили караул, но к передвижной мастерской (действительно, КамАЗ – мастер!) тропу не перекрыли. «Беспомощные» за неимением собственного сервиса идут к русским – они выручат.
МАШИНА
Проехать по пустыне 6–8 тысяч километров даже в прогулочном темпе ох как непросто. Чтобы разогнать до 180 км/ч 10-тонную машину, нужно много лошадиных сил. Предпочтение отдали ярославской «восьмерке» 7Э846. Дизель объемом 17,2 литра с четырьмя клапанами на цилиндр, раздельными головками, интеркулером и турбонаддувом даже в стандартном исполнении развивает 750 л. с. При этом неприхотлив, надежен и вынослив.
Для супермарафона двигатели форсируют и собирают особо тщательно, но в этот раз впервые за 11 лет мотор подвел гонщиков. На шестисоткилометровом участке у машины Чагина раскрылся газовый стык одной из головок. Мощность упала, но это было бы полбеды – стал уходить «Тосол», а до финиша этапа в Тишите еще 300 километров. Остановились, вскрыли головку. Запасной прокладки не оказалось (знать бы прикуп…), сообразили вырезать из обшивки. Искромсали фургон, поставили, затянули – все равно сечет, а время уходит, как песок из-под колес! Снова скинули головку, сделали новую прокладку, теперь уже из алюминиевого лючка горловины топливного бака. Собрали и бросились догонять ускользающую победу.
Но это был уже не их Дакар! Песок и гонка на пределе требовали по 150 литров солярки на сотню километров. Нерасчетный режим быстро опустошил баки, а в пустыне заправок нет. Местные кое-как продали полбочки за 200 евро, и на том спасибо. А в довершение всего из-за опоздания на КП организаторы выписали «премию» – десять штрафных часов. Итого вместе с ремонтом и поисками топлива экипаж потерял почти сутки. Отыграть их помогло бы только чудо. Так многократные чемпионы Дакара Чагин, Якубов и Савостин, оставив мечту о победе, стали экипажем «быстрой технички» для нового лидера гонки – КамАЗа Фирдауса Кабирова.
В автоспорте второстепенных гаек и шплинтов, а тем более агрегатов не бывает. Ставят самое лучшее, проверенное. Так поступают все. У КамАЗа мощный турбокомпрессор «Холсет», рассчитанные на скорость под 200 шины «Мишлен», рулевой механизм и коробка передач ZF, «раздатка» «Штайр». 16х2=32 передачи! Несколько облегчить автомобиль помогли красноярские легкосплавные колеса. Гидропневматические стойки, по паре на колесо, хороши тем, что позволяют регулировать жесткость подвески. Кстати, именно настраивая ночью подвеску и приборы контроля скорости к шестому этапу, механик и штурман перевернули третью боевую машину, да так, что на этом гонка для них закончилась – оба оказались в больнице.
Вообще, если прочитать или увидеть передачу по TV, где какой-то журналист лихо ездит на боевом КамАЗе, то имейте в виду, что ему посчастливилось лишь посидеть за рулем да чуть-чуть прокатиться. Ездить по-настоящему на этих машинах может всего-то дюжина гонщиков России. И первый сегодня – Фирдаус Кабиров. Так расположились звезды.
ФОРТУНА
Африканские этапы ралли проходят по территориям бывших французских колоний – Марокко, Мавритания, Сенегал. С уходом метрополии время здесь будто остановилось. Кажется, машины еще те, что были брошены «отступающими» французами в 60-х годах. Разбитые фары, стекла, бамперы на проволоке, а окраской и ремонтом кузовов и вовсе никто не занимается. Как, впрочем, и дорогами – их там почти нет. Зато везде идет бойкая торговля всякой всячиной. Не глядя по сторонам (или так кажется?), всюду снуют ребятня и взрослые. В таких условиях даже обычные перегоны между спецучастками не позволяют расслабиться. Кто выскочит на дорогу – ребенок или носорог?
Даже последний этап, когда, казалось бы, все уже решено, таил сюрпризы. От отеля «Меридиан» до Розового озера нет и сорока километров. Несколько лет назад у чеха Карела Лопрайза, тогдашнего лидера марафона, сломалась его «Татра», и за какой-то час лидер стал аутсайдером.
В этом году не смог преодолеть последний этап Ганс Бекс на ДАФе. Он с блеском выигрывал европейские этапы, в Африке держался в пятерке лидеров и к финишу стал вторым. Вечером 15 января его машину проверили технические комиссары, нашли увеличенную на 9 мм ограничительную шайбу на впуске и отстранили от продолжения гонки. Как будто знали, где искать! А на пьедестал тут же вскарабкался середнячок Сугавара.
Вот такой он Дакар! Никто не знает, откуда стартует марафон-2006, но всем известно – когда, и подготовка к новому штурму Сахары уже началась. Призовое шампанское выпито.