Самострел
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
Чтобы допустили к гонке, готовый автомобиль должен соответствовать техническому регламенту. Правда, документ этот категоричен лишь в разделах, касающихся безопасности. Строго оговорена, например, конструкция защитного каркаса, свойства и размеры исходного материала – трубы. В остальном – полная демократия.
Скажем, по техтребованиям надо обеспечить лишь «упругую подвеску всех колес». А количество рычагов, геометрия, кинематика – в руках создателя. Впрочем, большинство одноклассников схожи: в России багги строят с конца семидесятых, и конструкции прошли естественный отбор – осталось лучшее.
В классе 1600 правят бал полноприводные заднемоторные с двигателем за пределами базы. С первым – все понятно, второе – под вопросом. Ведь у среднемоторной компоновки (когда-то использовалась здесь и до сих пор встречается в младших классах) есть очевидное преимущество – меньший момент инерции относительно вертикальной оси. Иными словами, машина легче управляется в повороте. Но оказалось, более выгодно посильнее загрузить заднюю ось, обеспечив преимущество на старте и выходе из виража. Наметилось единообразие и в размерах. Теоретически для каждой трассы нужен свой габарит – на одних хорош автомобиль побольше, на других – покомпактнее. На практике все свелось к компромиссу, хотя у каждой конструкции все же есть «любимый» этап. И наконец, все в классе ездят на едином моторе – карбюраторном ВАЗ 1,6 л, доведенном до спортивных кондиций.
НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Минимальная масса машины без пилота – 500 кг. И желательно далеко за полтонны не вылезать – лишний «жир» отнимает секунды на круге. Очевидно, что детали серийных автомобилей с их солидным запасом прочности и веса в багги почти не используют.
Двухрычажная независимая передняя подвеска, например, сделана из труб. К раме сварные треугольные рычаги крепят на ШСах (стальных сферических шарнирах). Поворотный кулак держится на стандартных опорах – верхней от «восьмерки» и нижней от «классики». Зато сам кулак – сварной термообработанный, из легированной стали. Пустотелая конструкция почти вдвое легче, чем традиционное литье. Ступица – 2108, доведенная на токарном станке. Преимущества очевидны. За счет малых неподрессоренных масс улучшается контакт с дорогой. Штучный подход позволяет спроектировать и получить характеристики, оптимальные для конкретной машины. А умелые руки снимают вопросы по запчастям. Оторвали рычаг? Никаких проблем – сварка, труба и кондуктор у запасливого гонщика всегда под рукой.
Задняя подвеска у «нашей» машины – трехрычажная. Главный несущий элемент – продольный рычаг. Пара поперечных расположены в разных плоскостях, обеспечивая в поворотах подруливающий эффект.
В эпоху тотального дефицита упругие и демпфирующие элементы подвески спортсмены делали самостоятельно. Теперь предпочитают импорт. Самые распространенные амортизаторы – «Профлекс» с изменяемыми параметрами сжатия-отбоя. Кроме того, задавая преднатяг пружины, можно регулировать клиренс машины – одно дело лидировать по гладкому треку, другое – бороться с соперниками в наезженной колее.
Необычна и самодельная тормозная система. Главный цилиндр – двухконтурный алюминиевый «Фенокс». Контуры разделены по принципу «перед-зад», но без обычного в других видах автоспорта регулятора тормозных сил по осям. Объяснение простое – в полноприводных багги нет межосевого дифференциала, а раз так, значит, оси жестко связаны меж собой. То есть регулируй – не регулируй, всем достанется поровну. Задние тормозные машинки от «восьмерки», диски – перфорированные и проточенные – того же происхождения. Спереди суппорты от «Оки», только с алюминиевыми поршнями. Самодельные диски вынесены к главной передаче и закреплены на внутреннем ШРУСе привода. Цель переноса – все та же забота о снижении неподрессоренных масс.
Ручной тормоз здесь – трансмиссионный. Устройство простейшее – закаленный пруток блокирует крестовину кардана. В будущем, возможно, появится другой вариант – в один из контуров врежут шаровой кран. Стоит нажать на педаль и перекрыть магистраль – давление будет прочно держать автомобиль на приколе.
Мотор на общем фоне выглядит заурядно. Доводка свелась к привычной для спорта доработке головки («большие» клапаны, расточенные каналы, «горбатый» распредвал с разрезной звездочкой) и кривошипно-шатунного механизма (кованые поршни, облегченные шатуны). А вот коленвал и маховик не трогают – высокий момент инерции необходим на старте и в труднопроходимых местах. Поясним – мотор без противовесов в паре с легким маховиком быстро набирает обороты, но «проваливается» в момент восприятия нагрузки.
В результате карбюраторный мотор объемом 1,6 литра развивает около 120 л. с. Максимальные обороты – 8000– 8500 об/мин. Из-за высокой степени сжатия (11 единиц) пищей служит АИ-98. Правда, товарный непросто найти даже в Москве. Выручил «Спектрол», наладивший производство топлива для спорта. Хранится оно в десятилитровом баке со специальным пористым наполнителем. Регламент, впрочем, допускает и обыкновенный сварной, но в этом случае он должен находиться за несгораемой перегородкой.
В систему охлаждения многие заливают воду – известны случаи, когда некачественный антифриз «съедал» дорогостоящую головку.
Коробка передач – кулачковая четырехступенчатая с обычным (не секвентальным) переключением. Впрочем, обычная – сказано не про нее. Когда-то такие агрегаты КамАЗ выпускал специально для спорта. В алюминиевом корпусе – быстросъемные валы со сменными парами шестерен и главная передача с межколесным самоблокирующимся дифференциалом. Задние колеса приводятся карданами от ГАЗ-51 с самодельными усиленными вилками.
Привод на переднюю ось – прямо от вторичного вала коробки передач без раздаточной коробки и дифференциала. Простота объяснима – легкий и мощный автомобиль уравнивает моменты за счет пробуксовки. Мало того, передаточное отношение редуктора переднего моста меньше, чем заднего (5,0 и 5,14 соответственно). Избыточная тяга на передке облегчает прохождение поворотов. Тем более что угол отклонения управляемых колес ограничивают ненадежные (в гонке) шарниры равных угловых скоростей. Чтобы не перегружать их сепараторы, самодельная (!) рулевая рейка обеспечивает рулю лишь 1,5 оборота от упора до упора. Валы приводов изготовлены из куска заднего стабилизатора от «Бычка». Получилось дешево и сердито!
Но не подумайте, будто собранный в кустарных условиях багги – примитив. В сравнении с заводскими монстрами кузовного класса (заезды тех и других приходят в одно время в одном месте) самопал везет виртуальным соперникам по 1–2 с на круге! Говорят даже, что багги – это наша грунтовая формула 1. Жаль, что спонсоры этого все еще не поняли.
Фото: Максим Гончаров