Тревожное пятно
Как же влияет дорожная реклама на водителей? Корреспонденты «За рулем» отправились по улицам города вместе с экспертом-психологом, чтобы оценить воздействие рекламного калейдоскопа.
ЗАНУДНЫЕ КАРТИНКИ
12.00. Выезжаем из редакции, чтобы совершить весьма частый при наших рейдах «круг почета» по столичному Садовому кольцу. На Сухаревской площади фотокор вскидывает камеру. Отвлекаюсь на его движение – до этого на рекламные объявления не реагировал, считал, что, если я за рулем, какой-то рекламой меня не отвлечешь.
Такую мою позицию объясняет кандидат психологических наук Ольга Савина: «Производители наружной рекламы в первую очередь рассчитывают на пассажиров, а не на активных участников движения». В то же время полноправная его часть – пешеходы для рекламодателей вообще не целевая аудитория. Тем не менее случается видеть уставившегося на рекламный щит провинциала прямо на переходе «зебра». Ему сигналят – он не отрывается от рекламы.
– Человек устроен так, – вносит ясность психолог, – что его сознание способно быстро запомнить информацию. Но активно реагирует он на нее только в первый раз. Именно тогда он подвержен всем стадиям рекламно-информационного воздействия. На тот же рекламный щит, каким бы ярким он ни был, в дальнейшем уже отвлекается не так. Информация с него еще раньше «считана» вашим сознанием.
САМОЕ ВАЖНОЕ – МЕЛКИМ ШРИФТОМ
12.45. Въезжаем в тоннель под площадью Маяковского. Над головой, под указателями – «самореклама» ГИБДД. Не успеваю прочесть, к чему призывают гаишники – слишком уж мелкий шрифт (особенно по сравнению с рекламой кофе по соседству), но фотокор помогает: «Написано, что несоблюдение правил – причина ДТП». Важная информация при въезде в тоннель!
– Вы зря иронизируете, – пытается оставаться серьезной наш психолог. – Вот попробуйте найти сейчас поворот на улицу Красина. Только быстрее ориентируйтесь – он рядом.
Уходим в правый ряд, снижаем скорость. В четыре глаза пытаемся прочитать мелкие буквы на столбах со стрелочками. Эксперт, видя наши мучения, подсказывает:
– Это – первый поворот направо.
Так и есть. Только название улицы надежно замаскировано под указателями с рекламой трех фирм, находящихся где-то поблизости. Не будь «штурмана», пролетел бы этот поворот и не заметил.
ДВИГАТЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ
13.05. Неожиданно попадаем в какой-то мере нештатную ситуацию. На Новинском бульваре пытаюсь перестроиться влево, чтобы уйти в тоннель под Новым Арбатом. Но меня чуть было не бросает в объятия ДТП ослепительная улыбка девицы с красной кружкой кофе. Здоровенный щит закреплен на борту «Газели», которая лихо вписывается в поток. От неожиданности отворачиваю и едва не влетаю в… рекламу турфирмы, призывающей все бросить и отправиться на Кипр. Она намалевана на борту троллейбуса. Притормаживаю, пропуская «рогатого» в тоннель. Рекламоносители спокойно катят впереди – борт о борт.
НЕ СМОТРИТЕ В ТЕЛЕВИЗОР!
14.50. Сворачиваем в центр. На Маросейке, в 500 метрах от Кремля, плотное движение в две полосы. Из примыкающих переулков в поток то и дело пытаются втиснуться автомобили. И надо же было повесить именно здесь здоровенный плазмотрон! Хотя нужнее явно светофор: ползущая улиткой пробка, которую лихачи так и норовят объехать по встречной, а там то троллейбус, то «государевы люди» с «мигалками», да еще дорогу так и норовят перебежать пешеходы! А над всем этим экран призывает что-то купить, за кого-то проголосовать.
16.00. Фотограф разбирает аппаратуру, эксперт просматривает свои заметки. Пытаюсь прокрутить в голове эпизоды рейда. Утомила ли реклама?
– А вы поймете это только вечером, – «ободряет» меня Ольга Савина. – За эти четыре часа ваш мозг получил массу информации. Оценить и проанализировать все он не в состоянии. Но вечером, когда поедете домой, «богатство» рекламоносителей опять навалится на вас…
Что из того, что негативное влияние рекламы на безопасность движения не волнует городские власти. Доехать бы по правилам, как и призывает реклама ГИБДД. Вывешенная, кстати, в том месте, где водитель вообще-то обязан максимально сосредоточиться.
ПРИБЫЛЬ ДАВИТ НА ЗАКОН
Сотрудники ГИБДД, «отвечающие» за Садовое кольцо, поделились с нами, что они не в состоянии как-то регулировать установку наружной рекламы. Нет и статистики, на основе которой можно сделать выводы о влиянии рекламы на число ДТП. Но есть ведь опыт… Более того, инспекторы, производящие «разбор полетов», вроде бы обязаны, составляя протокол, заносить «рекламное воздействие» в графу «внешние условия возникновения ДТП». Наряду с видимостью, дождем, гололедом, темным или светлым временем суток. Но – не делают этого. Почему?
Вероятно, по той же причине, что не работают многочисленные постановления (в частности – московского правительства) об усилении контроля за размещением рекламы.
Оказывается, для дорог в разных частях Москвы приняты дифференцированные параметры размещения рекламы. На Садовом кольце, где проходил рейд ЗР, рекламные щиты должны находиться не ближе чем в 60 метрах друг от друга и от дорожных знаков. Реклама на столбах должна размещаться соответственно в 25 м от соседней рекламы и тех же знаков. Если учесть, что, по словам сотрудников ГИБДД, на Садовом сейчас установлено более 1000 дорожных знаков, то по закону минимум 2/3 (!) рекламных щитов и плакатов здесь подлежит демонтажу.
Требованиям закона и его исполнителям – сотрудникам ГИБДД противостоит рекламное лобби, защищающее интересы бизнеса, который получает миллионные долларовые прибыли. О чем здесь говорить, если за время действия постановлений, регулирующих размещение щитов, экранов и «перетяжек», на Садовом демонтированы… 3 (ТРИ!) рекламных щита.
«Бывает, рекламодатели понимают, что их щит мешает обзору, и соглашаются передвинуть его на несколько метров. Но были случаи, когда реклама заслоняла сигналы светофора, и тогда рекламщики предлагали оплатить перенос светофора, но только не трогать щит с этого места!» – делились историями из своей практики сотрудники ГИБДД… Так как – безопасность или реклама?
Фото: Александр Батыру