Кто же в этом виноват?

КТО ЖЕ В ЭТОМ ВИНОВАТ?

НАШЛИ КРАЙНЕГО

– Министерство образования недавно утвердило новые методики обучения, но они носят лишь рекомендательный характер, – рассказывает директор Центральной московской автошколы Сергей Лобарев. – На их основе каждая школа разрабатывает свои методики обучения, приема экзаменов, да и сами экзаменационные задания. Это, наверное, правильно: нельзя стричь всех под одну гребенку – условия, уровень подготовки в разных регионах заметно отличаются.

Новые рекомендации были приняты под давлением, с одной стороны, Госавтоинспекции, с другой – общественности. Количество теоретических занятий теперь не меньше 102 часов (было 80), практических уроков вождения – не менее 32 (было 28) и т. д. Но хватает ли этого времени, чтобы обучать ездить, не создавая опасности себе и окружающим?

– В среднем 40 часов достаточно, чтобы ученик приобрел необходимые первичные навыки, – уверен С.Лобарев. – Настоящий опыт все равно приходит к водителю только после того, как он проедет 100 тыс. км. А на это требуется от трех до пяти лет. Мы же в школах закладываем лишь некие основы умения, а развить их зависит от самого водителя, его качеств, способностей.

Давайте согласимся с этим, но, наверно, немало школ, где еще плохо учат, где процветает халтура. Таких становится все меньше, утверждает наш собеседник. В рыночных условиях с ними борются сами коллеги по бизнесу – они не заинтересованы в том, чтобы подрывать доверие потребителей к той системе, которая их кормит. К тому же недавно Минобразования ввело новые, более жесткие правила лицензирования автошкол.

Кроме обучающих методик, не так давно были изменены (стали куда более строгими!) и методики приема экзаменов в ГАИ, так что откровенно халтурить, как это было года три-четыре назад, никакая автошкола не может. В Москве и области, к примеру, все экзаменационные отделения ГАИ давно компьютеризированы: неподготовленный абитуриент ни за что правильно не ответит на 20 вопросов (раньше их было 10). Введены новые требования к сдаче практических экзаменов на площадке и в городе. За отведенные 20 минут инспектор точно определит, овладел ли слушатель навыками безопасного вождения или нет. Так что даже если школа недобросовестно обучает, ГАИ должна строго стоять на страже правил приема, которые сама и разработала!

– В принципе можно ужесточать любые требования, – считает Лобарев, – в том числе и экзаменационные в ГАИ, но если строго придерживаться сегодняшних – это вполне достаточно. Школа вынуждена теперь более принципиально подходить к подготовке водителей. Если ее выпускники будут постоянно проваливать экзамены, сработает принцип естественного отбора и вряд ли ей и дальше удастся привлекать новых слушателей. Да, в стране в последние годы растет число ДТП, причем часто – по вине молодых. В такой ситуации всегда ищут «крайнего», и вот в этой роли оказались автошколы – плохие, хорошие… А ведь кто-то же принимал у их выпускников экзамены в ГАИ, давал права! Кто-то разработал условия, в соответствии с которыми школы и готовили слушателя!

Да, сегодня ГАИ не может проверить школу, закрыть (хотя и требует вернуть себе такое право), но это и не ее задача – ГИБДД должна обеспечивать безопасность дорожного движения, а сколько часов учат в школе – это не проблема дорожного инспектора

КАК В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

Ситуацию с подготовкой водителей в стране комментирует Дмитрий Митрошин, заместитель начальника отдела ДОБДД МВД РФ.

Начну с общеизвестного: 77,6% ДТП – на совести водителей, армия которых ежегодно пополняется двумя миллионами «новобранцев». Непреложный факт: сегодня почти четверть аварий совершают те, чей стаж за рулем автомобиля или мотоцикла не превышает трех лет.

Сейчас принято все валить на автошколы и отчасти это справедливо. Даже их руководители часто признают, что учат не безопасному управлению, а тому, как сдать экзамен в ГИБДД. Откровенно говоря, на большее автошколы и не готовы. И прежде всего вот почему. Качественная подготовка им экономически невыгодна. Те, кто заинтересован выпустить на дороги по-настоящему подготовленного водителя, вынуждены находиться в жестком противостоянии с автокурсами-однодневками, которые, откровенно демпингуя, отбивают у них клиентов. А что нужно 18-летнему парню? Быстрее (и желательно подешевле!) получить права.

Понятное дело, он выберет ту школу, где за пару недель пообещают полный курс и «100% гарантии» сдачи экзаменов. О самом обучении в таких случаях говорить не принято.

И все же напрямую связывать высокий уровень аварийности среди выпускников автошкол с качеством подготовки было бы несправедливо. Вряд ли в школе учат превышать скорость или проезжать на красный свет. Речь о другом. Современная система подготовки водителей формировалась в… 30-е годы прошлого века. Тогда, на пороге войны от водителя требовалось одно: во что бы то ни стало доставить груз из пункта А в пункт Б. Рассчитывать на эвакуатор или придорожный сервис не приходилось – основной упор делали на устройство машины и умение устранить неисправность. Нельзя сказать, что система не меняется. Меняется, но слишком медленно.

Да, с ГИБДД сняли полномочия по контролю за автошколами, и, надо признать, законодательство весьма туманно определило роль Госавтоинспекции в этом процессе. Но в большинстве своем инспекторы не используют даже то, на что имеют право! И сами экзамены в ГАИ не служат барьером для «двоечников». Даже те 20 минут, которые отведены ведомственной инструкцией на практический экзамен в условиях реального дорожного движения, практически не используются: банально не хватает сотрудников, чтобы выполнить все требования, заложенные в инструкциях. Кстати, компетенция инспекторов тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Словом, вся система подготовки водителей требует изменений. Аргументы чиновников, упорно не желающих ее ломать, известны: нет денег. Но вспомним при этом, что только в 2003 году социально-экономический ущерб от аварийности составил более 320 млрд. рублей. Что же, экономить и дальше?

Подпишитесь на «За рулем» в