«бонус-малус»
В постановлении Правительства о страховых тарифах есть специальная таблица, согласно которой страховой агент проставляет класс и этот самый коэффициент «бонус-малус» (КБМ). В соответствии с ним и рассчитывают сумму страховки. КБМ придумали, естественно, не у нас: подобные коэффициенты давным-давно применяют во всем мире. Цель их – предоставить льготы для водителей, не совершивших аварий. Определить свой КБМ можно с помощью специальной таблицы.
При заключении договора ОСАГО страхователю (владельцу транспортного средства) впервые присваивается 3-й класс (первый столбик, пятая строка).
Коэффициент в первый год страхования в этом случае для всех водителей равен 1 (второй столбик, та же строка). А вот в следующие годы страховой взнос будет зависеть от того, сколько раз ваш страховщик платил за причиненный вами ущерб. Регулярно попадаете в ДТП – класс понижается (вплоть до самого низкого, М), а коэффициент возрастает (причем независимо от величины ущерба). Если аварий в водительской биографии нет – класс повышается, а КБМ опускается все ниже.
У безаварийного водителя на второй год страхования класс повысится до 4-го с коэффициентом 0,95 (второй столбец, шестая строка) – значит, в Москве владелец личной «десятки», отдавший в первый раз за полис 3960 рублей (1980 руб. х 2, районный коэффициент для столицы), в этом году заплатит уже 3762 рубля (3960 руб. х 0,95). Но если в течение года произошла хотя бы одна авария, когда за ущерб заплатила страховая компания, вне зависимости от суммы класс понизился до 1-го, и в новом году будет применен коэффициент 1,55 (третья строка, второй столбец). То есть при тех же условиях придется заплатить 3960 руб. х 1,55 = 6138 рублей, или на 2178 руб. больше!
И это еще не все: через год, даже если вы не совершили ни одной аварии, класс вам будет присвоен только второй с КБМ = 1,4 и заплатить за новый полис придется 3960 руб. х 1,4 = 5544 рубля (на 1584 рубля больше первоначального). Только на третий год (при условии, если аварий не было!) вам снова вернут 3-й класс с вожделенным коэффициентом «единица» и приравняют к новичку с «чистой» водительской биографией.
Таким образом, одна авария, вне зависимости от тех затрат, что понесла страховая компания, счастливому обладателю полиса обойдется в дополнительные 3762 рубля при покупке новых стикеров. А без них – увы! – никуда сегодня не поедешь. Если же число аварий две (или больше) в год, то запросто можно налететь на класс М, при котором КБМ = 2,45. А это означает, что за тот же полис придется платить на следующий год уже 9702 рубля, а 1-й класс даже в случае абсолютно безаварийной езды вы получите лишь через четыре года…
Мы ни в коем случае не призываем водителей нарушать закон и не оформлять ДТП. Это может обернуться большими неприятностями. Но все-таки, если речь идет о компенсации в 500 рублей, может, лучше мирно договориться и разъехаться?
В Германии, к примеру, где тоже действует система «бонус-малус», если ущерб не превышает 500 евро, страховая компания предлагает водителю выбрать – заплатить самому (тогда КБМ не изменится) или предоставить это сделать компании со всеми вытекающими последствиями (см. ЗР, 2005, № 1). Нам бы такой пункт в правила страхования – может, меньше будет поводов ругать «грабительский закон»…