Часы и годы луи шевроле

ЧАСЫ И ГОДЫ ЛУИ ШЕВРОЛЕ

РЕТРО

Когда в начале лета 1941-го Луи Шевроле умер в своем небольшом доме – типичном для среднего (но отнюдь не богатого!) американца, далеко не все газеты подобающе отметили его уход. А ведь когда-то он был так знаменит…

Первая слава пришла к Шевроле ровно сто лет назад – весной 1905-го. Нет, никаких «шевроле» не было и в помине. Просто рослый усач, 27-летний швейцарец дебютировал в гонках на ФИАТе и неожиданно для многих выиграл. Назавтра Луи стал известен всей Америке: гонщики в те годы соревновались в популярности с летчиками. Тем более что их земные победы, в отличие от воздушных, происходили на глазах публики.

Но самую первую в жизни победу Луи одержал еще за десять лет до этого – в 1895-м. Правда, была она, что называется, местного значения. Юноша выиграл велогонку в Бургундии.

Первой профессией Шевроле стало изготовление часов. В конце ХIХ века Луи занялся этим вслед за отцом и многими другими гражданами швейцарского кантона Юра. Интересно, что ремесло, которым славится нынче одна из самых богатых стран, в те годы культивировали власти наименее зажиточных кантонов, где население не могло прокормиться сельским хозяйством. Профессия часовщика помогла Шевроле-старшему содержать большое семейство, хотя разбогатеть не удалось. В поисках лучшей доли родину Шевроле все же покинули. Обосновались во Франции – в столице Бургундии, городе Бон.

Уже в 11 лет Луи пришлось бросить учебу и устроиться на работу в веломастерскую. К колесам и педалям его тянуло куда больше, чем к шестерням и анкерам. Первая (но не последняя!) легенда из жизни Шевроле датирована 1896– 1897 гг.

В мастерскую вошел Уильям Вандербильдт – американский миллионер, поклонник, а в будущем и устроитель автогонок. Паромобиль, на котором он путешествовал, сломался... и Луи, в отличие от хозяина мастерской, сумел устранить неисправность. Благодарный миллионер посоветовал парню перебраться за океан и предсказал ему большое будущее.

Не правда ли, похоже на эпизод из мыльной оперы? Однако в те годы Вандербильдт действительно путешествовал по Европе. И связи с фирмой «Морс», выпускавшей паромобили, у него были. Да и веломастерская, где трудился Луи, находилась подле престижного «Отеля де Пост». Может, Шевроле и Вандербильдт действительно встречались? Впрочем, это не слишком изменило судьбу Луи. Он, как говорят теперь, сделал себя сам.

Победы в велогонках, помимо славы, приносили премиальные, которые составляли значительную часть семейного бюджета. Следом за Луи велогонками занялись его братья и даже сестры.

А с автомобилями наш герой познакомился, видимо, в самом конце позапрошлого столетия. Ведь велосипедами «Гладиатор», на которых он выступал, торговал тот же дилер, что и автомобилями «Даррак».

В 1900-м Шевроле уже работал механиком в Париже. Годом позже он все-таки решился отправиться за океан. Послужив шофером в Канаде, обосновался в Нью-Йорке в представительстве французской компании «Де Дион-Бутон».

Зарабатывал механик неплохо, и вслед за Луи в Америку перебрались его братья и сестры. Шевроле уже приобрел авторитет в автомобильных кругах. Дилер ФИАТа даже доверил швейцарцу 90-сильную гоночную машину, на которой Шевроле и победил.

После закрытия представительства «Де Дион-Бутон» Шевроле целиком переключился на гонки. Газеты называли его «гонщиком сорвиголова», восторгались его «безрассудной смелостью». Луи потерял в авариях четырех механиков, его нередко подводили несовершенные машины, но своему отчаянному стилю не изменял.

Неудивительно, что вскоре Шевроле обзавелся новыми знакомствами в автомобильном мире. Его заметил Уильям Крапо Дюрант – бизнесмен, торгующий всем, от сигарет до недвижимости. В недавнем прошлом горячий противник автомобилей, он в начале ХХ века скупал одну за другой компании, выпускавшие моторные экипажи. В итоге основанный Дюрантом концерн «Дженерал моторс» объединил около 25 фирм.

В 1908-м по инициативе Дюранта построили гоночный «Бьюик-Баг» (жук) – при самом активном участии Луи Шевроле. Тогда-то, видимо, возникли у него мысли о машине собственной конструкции. Двигал им скорее технический, нежели коммерческий интерес. Луи и его коллега, конструктор Этьен Планше, проектировали солидный, мощный и надежный автомобиль. «Шевроле-Классик Сикс» оснастили шестицилиндровым мотором рабочим объемом 4,9 л мощностью около 50 л. с. Первый образец вышел на испытания в 1911 году.

С этим событием связана еще одна легенда, больше похожая на анекдот. Луи якобы выехал на испытания в четыре утра, разогнался чуть не до максимальных 105 км/ч и был задержан на одной из тихих детройтских улиц полицейским. В участке Шевроле, разумеется, представился... и блюстители порядка насчитали штраф 20 долларов: 10 – за превышение скорости (как, интересно, полисмен ее мерил?) и столько же за то, что лихач назвался именем знаменитого гонщика.

В 1912-м «Шевроле-Классик Сикс» с эмблемой в виде креста, на котором красовалась фамилия конструктора, пошел в продажу. Марка вошла в «семью» Дюранта – «Дженерал моторс». Кстати, о фирменном кресте тоже сложено немало легенд. Например, будто бы он заимствован со швейцарского флага, а некоторые историки и вовсе называют эмблему бабочкой.

Всего продали 2999 «шевроле-классик сикс», а в 1913-м Луи надолго уехал в Европу. Дюрант, воспользовавшись его отсутствием, кардинально перестроил модельную политику, сделав ставку на более дешевые автомобили, способные конкурировать с «Фордом-Т».

Действительно, модели «Ройял Мэил» и «490» (индекс указывал цену в долларах) принесли фирме успех. В 1915 году продали 13,5 тысячи машин, в 1917-м уже более 111 тысяч. Потеря была только одна: Луи Шевроле покинул фирму своего имени, вновь занялся спортом и создавал вместе с Планше гоночные машины под марками «Корнелиан» и «Фронтенак».

Осенью 1920-го после гибели брата Гастона (он, как и третий брат – Артур, участвовал в соревнованиях) Шевроле бросил гонки. Он стартовал еще только однажды, в 1925-м, и вновь выиграл, управляя на сей раз… катером.

В те годы Шевроле занимался модернизацией (теперь сказали бы тюнингом) «фордов-Т». Машины под маркой «Фронти-Форд» успешно участвовали в гонках. А еще конструктор увлеченно проектировал мощные авиационные двигатели. Но в начале 1930-х Великая депрессия заставила закрыть небольшую фирму. Шевроле отошел от дел и, как часто бывает с энергичными людьми, не привыкшими сидеть без работы, вскоре заболел.

В 1935-м ему запретили водить автомобиль. Но до последних дней он все время что-то проектировал, чинил бытовую технику – в том числе часы, вспомнив самую первую профессию.

В 1941-м, когда Шевроле не стало, фирма его имени поставила рекорд, выпустив за год 1,6 млн. автомобилей…

Нынче именем Луи Шевроле названы улицы в Европе и США, в Индианаполисе знаменитому гонщику поставили памятник. Но главная память о швейцарце, прославившем Америку, – миллионы самых разных автомобилей, построенных на нескольких континентах. Их объединяет крест на решетке радиатора, о происхождении которого теперь уже никто не расскажет достоверно.

Подпишитесь на «За рулем» в