«головная» боль

«ГОЛОВНАЯ» БОЛЬ

Недавно столкнулся с очередной загадкой. Приехал клиент на далеко еще не «убитом» VAZ 2109 с банальнейшей, на первый взгляд, жалобой: двигатель «подтраивает». Причину нашли в считанные минуты: свеча первого цилиндра выглядела неважно, да и проверки на стенде не выдержала. Заменили – но и с новой мотор потряхивало. Свечу мы посмертно реабилитировали: она явно пала жертвой другого дефекта.

Компрессия в первом цилиндре едва достигала 8 кгс/см2, хотя в других приближалась к 13. С добавкой масла она повысилась не намного – значит, будем разбираться с клапанами.

Сняли головку. Выпускной клапан разбит – след на рабочей фаске сполз к одной стороне, такой же на седле. Наслоения нагара не оставляют места для сомнений: вот она, причина неплотности. Направляющей втулке конец – отверстие, даже на глаз, эллипсное. Ладно – заменили клапан и втулку, профрезеровали седло, притерли. Довольный заказчик отбыл… Но и месяца не прошло, как на пороге возникла знакомая фигура: мотор снова троит!

Сразу начали с проверки компрессии. И опять в первом цилиндре знакомые 8 кгс/см2. Дальше – повторение уже пройденного: разбиты клапан, седло и втулка, будто мы никакого ремонта и не делали. Может быть, подвело качество деталей? В наш век это дело привычное, и мы – уже по рекламации, «за счет фирмы» – заменили их импортными.

…Я не поверил собственным глазам, когда клиент снова прибыл к нам с той же жалобой! Выходило, что детали губит какая-то глубинная причина. Теперь железки изучали как никогда придирчиво – и вот я заглянул внутрь стаканчика толкателя злополучного клапана. Что за ерунда! След клапана смещен от оси толкателя настолько, что торец клапана работает лишь частью площади. Остальные толкатели в порядке.

Что же происходило? Вероятно, переменное усилие, смещенное от оси клапана, заставляет последний качаться в отверстии втулки и разбивает его, а перекос клапана в седле все увеличивается. Как же от этого избавиться?

Можно заменить некондиционную головку, но обойдется это дорого, тысяч в восемь. Предложили заказчику щадящий вариант. В заводских условиях на координатно-расточном станке обработали отверстие в направляющей толкателя – строго соосно с втулкой клапана, запрессовали в это гнездо ремонтную втулку – и уже ее расточили под толкатель. Седло в головке, сильно изношенное, пришлось заменить. Ремонт хлопотный, но все-таки в несколько раз дешевле, чем замена головки.

Этот случай нас насторожил, и не зря: впоследствии столкнулись с двумя аналогичными.

А вот еще одно новшество автопрома! Двигатель VAZ 2111 (пробег 70 тыс. км) тоже троил. Клиент, по его словам, устал менять замасленные свечи в одном из цилиндров, да и масло заметно уходило. Начали с замены маслоотражательных колпачков. Когда слесарь снимал старые, направляющая втулка выпускного клапана в том самом цилиндре без ощутимого сопротивления вылезла из гнезда вместе с колпачком. Фантастика! Оказалось, она давно болталась в головке блока – посадочное гнездо стало, мягко говоря, эллипсным. Масло свободно текло через эти зазоры, да и клапану работалось не здорово! И опять я вынужден признаться, что доселе с подобным не сталкивался, даже на моторах с еще большим пробегом! Ну а ремонт – дело привычное. С этим мы, разумеется, справились…

Подпишитесь на «За рулем» в