В борьбе за метры и секунды
Такими были звезды Женевского салона… 1905 года.
Как же изменились автомобили за столетие! Нынче машину мощностью 35 л.с. не увидишь. Даже самые маленькие городские, скажем, «Тойота-Айго», «Peugeot 107» и «Ситроен-С1» – плод совместного творчества автогигантов, – вдвое мощнее. А уж двигатели компактных машин гольф-класса порой развивают больше сотни. И это не самые динамичные модификации. Вот «Опель Астра ОРС», построенный по формуле 240х240. Вы наверняка догадались, что речь о лошадиных силах и километрах в час.
Ни строгие экологические нормы, ни растущие цены на нефть не останавливают этой скачки. По крайней мере, пока. Новые легкие материалы, хитрые камеры сгорания и причудливые поршни, точнейшая топливная аппаратура. Все это, в первую очередь, призвано обеспечить экономию топлива и чистоту выхлопа. Но обязательно без потери (а то и с увеличением) мощности!
Кстати, вернемся еще раз в 1905-й, все-таки в Женеве нынешний год – юбилейный. Рекорд скорости век назад составлял 176,46 км/ч. Установил его в самом конце 1905-го Эмери на «Дарраке». Нынче в клубе «кому за 170» немало компактных и доступных машин. А максимальная скорость престижных седанов и тем более купе заметно выше 200 км/ч. Предел, на котором электроника «душит» автомобиль, – 250 км/ч. Впрочем, в рядах спортивных моделей немало «нарушителей».
Интересно, сколько времени требовалось смельчаку-водителю 150-сильного «Дюфо», чтобы разогнаться до 100 км/ч? Данных история не сохранила... Нынче с гоночным чудом начала ХХ века могут соперничать очень многие, отнюдь не спортивные автомобили. Каковы были бы ощущения гонщика начала прошлого века, управляй он «Феррари», разгоняющимся до сотни за 4 секунды?
Но чтобы сделать автомобиль быстрее, мощного двигателя и соответствующей трансмиссии мало. Это, кстати, понимали уже и наши деды, пытавшиеся придать гоночным машинам форму сигары или капли.
Нынче задачи конструкторов и дизайнеров заметно сложнее: машина должна быть еще и вместительной, отвечать строгим требованиям безопасности и, разумеется, выглядеть не хуже конкурентов. Огромные зализанные бамперы, эффектные спойлеры – не только и не столько дань моде (хотя без нее, конечно, никак!), сколько необходимые для высоких динамических показателей элементы. А причудливые отверстия в передних панелях самых быстрых моделей? Это вовсе не плод дизайнерской фантазии и не грязесборник, а каналы для охлаждения тормозов.
Кстати, именно высокие скорости постепенно сближают современные, даже небольшие автомобили с их далекими предками, которые отталкивались от земли огромными колесами. Позднее конструкторы старательно их уменьшали, дабы не отнимать места у пассажиров и багажа. Но сегодня 18-дюймовые колеса – вновь норма для иных семейных авто, а спортивным моделям подавай 20-дюймовые. Иначе как уместить тормоза (ведь и 300-миллиметровые диски – не предел), способные сдержать разгоряченные подкапотные табуны?
Быстрее, мощнее, еще быстрее… Получается, что очень многое в современном автомобиле подчинено именно этим требованиям. Как и 100 лет назад. А значит, философия автомобиля, несмотря на Motoring Progress («Прогресс моторизации» – таков лозунг юбилейного Женевского мотор-шоу), не так уж сильно изменилась.
Соавтор: Фото: Александр Батыру