ЗР 04/2005 «ЛАДА-112» для автоспорта. Купе – на гоночных трассах

ЗР 04/2005 «ЛАДА-112» для автоспорта. Купе – на гоночных трассах

СМЕНА СМЕНЕ ИДЕТ.

Впрочем, доработанные в соответствии со спортивными требованиями модификации «десятки» во многом проигрывали старой доброй «восьмерке». И прежде всего по причине большей массы и меньшей жесткости четырех- или пятидверного кузова на кручение.

Так продолжалось до тех пор, пока «десятую» гамму не пополнили трехдверным кузовом хэтчбек (сами вазовцы почему-то предпочитают называть его купе). Работы начали три года назад, тогда же появились первые образцы гражданского ВАЗ-21123 с 16-клапанным мотором 1,5 л. Чуть позже проект поддержало руководство завода, и очередная версия купе обрела новый облик с капотом и бамперами от «Лады-110Т». Добавим еще двигатели рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра, измененную ходовую часть и индекс ВАЗ-21128.

Года два назад в повестку дня встали и спортивные модификации трехдверки. В минувшем сезоне они уже засветились на кольце в классе «Туринг Лайт» и в раллийной группе Р10.

В нынешнем году началось мелкосерийное производство гоночной «Лады-112 купе». Первым дебютом новинки стали «Рождественские синхронные гонки». По словам главного конструктора ВАЗа Владимира Губы, такие машины уже в продаже. А это значит, что с незначительными изменениями (под тот или иной вид автоспорта) «Лада-112 купе» вскоре выйдет на трассы российских чемпионатов, кубков, традиционных состязаний.

ДО СОТНИ ЗА 7,5 СЕКУНДЫ

Точнее (по данным производителя), даже еще меньше. При этом максимальная скорость в диапазоне 165–185 км/ч – в зависимости от главной пары и размера колес. Неплохих динамических показателей достигли, форсировав 16-клапанный 1,6-литровый двигатель до 140 л. с. при 7250 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 155 Н.м при 5500 об/мин. Эти показатели получены относительно малой кровью: модернизируя мотор, использовали кованые поршни, измененные шатуны, распредвал с доработанным профилем кулачков и оригинальный ресивер. Впрочем, есть у такого способа форсировки и недочеты.

Скажем, спортивную омологацию на эту машину для ралли можно оформить только для группы Р – ряд особенностей пока не позволяет продвинуть ее в более престижный класс N2. То же касается и «кольца»: регламент класса «Туринг Лайт» весьма жестко ограничивает форсировку игрой с кривошипно-шатунным механизмом и системой впуска. Хотя не исключено, что в регламент будут внесены изменения (например, допустили же к участию автомобили с коваными поршнями – у «Ситроена-Саксо» они ставятся серийно!). И это болельщики будут только приветствовать – ведь в соревнованиях тогда примут участие отечественные болиды, составив компанию иномаркам.

В паре с мощным мотором на спортивном купе работает коробка передач со стандартным картером, но оригинальной начинкой. Здесь изменен набор шестерен (используется так называемый седьмой ряд), а передаточное отношение главной передачи – 4,5. Вместо традиционного дифференциала применен дисковый повышенного трения.

Изменения коснулись и механизма переключения передач. При задействовании «восьмого» механизма добились укороченных ходов. Не меньшие требования предъявляются и к приводам ведущих колес. Стандартные недостаточно надежны, поэтому на спортивной модификации стоят усиленные.

С ВАЗ-21106 на боевое купе перекочевал подрамник, на котором смонтирован силовой агрегат. К нему же крепятся нижние треугольные рычаги передней подвески. Задача гасить колебания возложена на газонаполненные амортизаторы «Плаза»: спереди они выполнены сварными диаметром 45 мм. С кузовом стойки связаны через опоры «Асоми» повышенной жесткости, а сами «чашки» соединены между собой распоркой.

Изменениям подверглась и тормозная система. Для кольцевых гонок, где тормозная динамика и, соответственно, термонагруженность механизмов существенно выше, разработан вариант с передними дисковыми тормозами на 15 дюймов и суппортами от «Волги» ГАЗ-3110 и задними – также дисковыми – на базе ВАЗ-2108.

Комплекс доработок шасси – измененные углы установки управляемых колес, шины с широким профилем – неизбежно повышает усилие на руле, что требует от пилота значительного напряжения. С учетом этого на спортивном купе предусмотрели усилитель, причем весьма необычный. Гражданская модификация ВАЗ-21128 оснащается «гидравликой» ZF, здесь же предпочли электромеханику, но не ту, что устанавливают на серийную «Калину», а безредукторный вариант, где рулевой вал играет роль ротора в электродвигателе. Трудность, с которой столкнулись отечественные разработчики подобных электроусилителей, – относительно низкий компенсирующий момент конструкции. С учетом этого «Калину» комплектуют более мощным усилителем, а вот для гонщиков, и так не избалованных легким рулем, безредукторный усилитель вполне приемлем, в том числе и благодаря высокой «прозрачности» (читай – лучшей чувствительности рулевого управления).

ТЕРНИИ И ЗВЕЗДЫ

Конечно, сейчас рано говорить о грядущем триумфе трехдверного купе в спортивных баталиях. Автомобиль ждут доводочные работы и настройка: по мнению, например, участников ледовых гонок, для скользкого покрытия характеристики двигателя неоптимальны, есть претензии и к работе амортизаторов в зимних условиях.

Однако сам факт, что АВТОВАЗ смог наконец-то представить спортивный автомобиль более современный, нежели старушка «восьмерка», уже радует. Для молодых спортсменов, ограниченных в средствах, появилась перспектива достойно войти и в «кольцо», и в ралли.

Фото: Сергей Мишин, Юрий Тюрин

Подпишитесь на «За рулем» в