Классовый враг

КЛАССОВЫЙ ВРАГ

С детства «Волга» стала для меня классовым врагом: купить ее нереально, а когда появилась в продаже, то перестала быть актуальной. Но по сравнению с «жигулями» она всегда была мощнее, и каждый раз, когда я уходил в правый ряд, то мечтал поквитаться, глядя вслед медленно удаляющейся корме враждебной «баржи». Это время настало благодаря «Пассату».

«Фольксваген Пассат B3» с кузовом универсал никогда не представлялся мне автомобилем мечты. Тем более видавший виды, 13-летней давности, с неизвестным пробегом и двухлитровым движком. Из того, что называется опциями, всего лишь легкосплавные 14-дюймовые диски, электролюк с двумя положениями и новая АBS – ни кондиционера, ни электропакета. К тому же автомобиль был битый: удар пришелся в левое переднее крыло, отчего пострадали левый лонжерон, кузовные детали (включая стойку ветрового стекла), колесо, оптика и пластик. В рейтинге угоняемости такие «пассаты» стабильно занимают верхние строчки: их в основном воруют для разборки. Какой трезвомыслящий захочет приобрести такое чудо за 2500 долларов?

Один сумасшедший нашелся-таки. Поначалу никому не говорил о своем приобретении, боялся – засмеют. Занимаюсь ремонтом автомобилей, а потому «по долгу службы» обязан отличать живые машины от укатанных «помоек»… Однако желание иметь большой универсал по приемлемой цене взяло верх. Ни «четверка», ни «одиннадцатая» меня категорически не устраивали, в итоге я остался наедине с этим «народным» автомобилем урожая 1991 года.

Ремонт вышел нецензурно дорого и превысил все разумные сроки. Шесть месяцев сверхурочных работ и более 4000 «зеленых» чуда не совершили, но привели автомобиль, что называется, в чувство. Заменили все стойки с пружинами, покрасили кузов, полностью перебрали всю переднюю подвеску, поменяли радиатор и большую часть всех резиновых патрубков, а также некоторые датчики (пришлось покупать новые за евро), отмыли и заштопали салон. Всплыли и некоторые огрехи ремонтов из прошлой жизни, но их удалось устранить весьма быстро.

Раньше не думал, что черный цвет может так сильно влиять на внешность автомобиля. Во-первых, этот цвет просто обязан быть чистым – даже в хорошую погоду «Пассат» приходится мыть минимум два раза в неделю. Во-вторых, на его фоне неравные зазоры и плохо подогнанные уплотнения заставляют вас краснеть и волей-неволей приходится доводить все кузовные минусы до почти немецких стандартов. Но если все это сделать, то, глядя на отражение вечерних огней в черных лаковых боках, испытываешь полное эстетическое удовлетворение.

Сейчас технически исправный универсал трудится на благо себе подобных: возит запчасти для ремонта. Огромный багажник вмещает даже целые пластиковые бамперы от «Audi A6» и A8. Задние сиденья раскладываются по частям, образуя ровный пол, а широкий и высокий проем позволяет запихивать неудобные габаритные грузы. Очень тронуло отношение к задним подголовникам: когда складывают сиденья, то их вынимают из спинки и вставляют в торец подушки, так что при сложенных сиденьях они никому не мешают и не занимают места. Многочисленные ящички и кармашки напоминают склад магазина «1000 мелочей»: обидно только, что при всем этом в багажнике не нашлось места для полноценной запаски.

Отдельное спасибо полочкам под рулем: в них можно бросить связку ключей, блокнот с ручкой и т.д. Все это влезает без труда и не вываливается под ноги при резком старте. Передние кресла очень комфортны и отлично фиксируют тело – замечу, мой рост за 190 см. Сзади, кстати, большое пространство для ног.

Комбинация приборов проста и лаконична, а все кнопочки удобно расположены и не требуют привыкания. Правда, алгоритм работы некоторых систем может озадачить. Так, задний стеклоочиститель жил своей собственной жизнью две недели, пока на заправке я не узнал секрет его включения-выключения у похожего на меня чудака. Стеклоподъемники работают без риска оторвать руку, двери закрываются с первого раза. Очень нравится люк: каждый день открываю и закрываю его раз по десять и радуюсь как ребенок.

Обзорность хорошая, хотя толщина стоек, на мой взгляд, великовата. Рулевая колонка зафиксирована неподвижно и низковато для моего роста – напоминает вазовские «восьмерки». С плавностью хода все в порядке, а вот управляемость несколько обескураживает: при поворотах не всегда ощущаю требуемый угол поворота баранки. Если машина не загружена, наблюдаются валкость и склонность ее к раскачке. Все панели салона молчаливы, чего не скажешь о моторе.

Двухлитровый агрегат по своему звучанию напоминает грузовик или трактор: до 3500 об/мин все трещит и трясется, а потом лучше вообще не обращать на это внимания. Зато после 4000 об/мин у движка открывается второе дыхание и набор скорости происходит едва ли не быстрее, чем с места. Именно в этот момент чувствуешь свое превосходство над «волгами»…

По управляемости, честно говоря, мой «Пассат» недалеко ушел от обидчика, но немецкие лошадиные силы делают свое дело. После 160 км/ч мне продолжают мигать фарами, но отстают. Правда, уже на 140 км/ч становится страшно, но для полного морального удовлетворения обычно достаточно лихо разогнаться и уйти в правый ряд – гордо и независимо. Очень приятно, что среди отечественных авто у меня не осталось конкурентов. Впрочем, иногда самому смешно, как много положительного я нахожу в технике прошлого столетия. Ведь мой «Пассат» – не быстроходный лайнер, а обычный сухогруз…

Расход топлива составляет 10–11 л/100 км – в общем-то много. Но уверен, что это меньше, чем у вражеской «Волги». Обслуживание машины дешевле вазовского. Сейчас среднее ТО (каждые 8–10 тыс. км) обходится примерно в 130–140 долларов (предыдущий VAZ 21099/">VAZ 21099 «кушал» за те же километры примерно 220 долларов).

В коммерческом плане я, конечно, проиграл: продать автомобиль 1991 года выпуска за 7000 долларов вряд ли удастся. Но все же я доволен: в моих руках теперь уже достойная машина, которая еще поездит и поработает. Доводить ее до плачевного состояния не намерен – считал и считаю: все выезжающие на дорогу автомобили должны быть хотя бы технически исправны. А мой «Фольксваген» переживет многих. К тому же у меня младший брат подрастает – хотелось, чтобы он начинал не с «копейки», как я когда-то. Рад еще, что не утратил чувство, которое позволяет человеку быть счастливым от обладания раритетным «Пассатом». Не знаю, оптимизм это или просто глупость, но пусть лучше глупость при хорошем настроении, чем вечные сетования на низкое качество, паршивую сборку и отвратные запчасти.

Подпишитесь на «За рулем» в