«легионер» в тольятти
Получился рекорд!
С 1 февраля этого года у руля СП ««Джи-Эм–АВТОВАЗ» – новый генеральный директор Ричард Свандо. За плечами у 54-летнего американца работа во всех трех «штатовских» автомобильных корпорациях, из них почти 15 лет – в «Дженерал моторс». Последние годы руководил предприятиями в «Джи-Эм-Индия» и «Джи-Эм-Китай». Своей задачей № 1 на этот год г-н Свандо считает скорейший запуск в производство давно обещанной «Нивы» с двигателем «Опель».
– Изначально планировалось сделать это в марте. Но пока мы еще не готовы к этому и было бы нечестно называть определенные сроки, в которые мы не сможем уложиться. Необходимо еще провести дополнительные испытания, чтобы на сто процентов убедиться: автомобиль безупречен по качеству и соответствует самым высоким европейским стандартам. Думаю, только в мае смогу назвать дату запуска этого автомобиля и цену, по которой он будет продаваться.
– А что происходит с другой моделью – «Вивой»? Ее-то запустили еще в сентябре, а у дилеров «живых» машин нет до сих пор…
– Честно скажу: по разным причинам производство очень медленно набирало обороты. В начале года столкнулись с трудностями по импорту комплектующих, а после отправки первой партии товарных автомобилей дилерам получили обширную информацию, которую требовалось обработать. Это привело к определенным (но не глобальным!) изменениям в комплектации автомобилей. Сейчас проблемы решены, и с апреля дилерам будут отгружать большие партии «вив».
– Господин Свандо, просочилась информация о возможности производства еще одной модели на вашем предприятии. Это так?
– Конкуренция на российском рынке сегодня очень жесткая, запросы потребителей постоянно растут, поэтому, естественно, мы думаем о производстве и других моделей в Тольятти. Это – непрекращающийся процесс. Не буду отрицать: мы заняты изучением возможности запуска третьей модели, но пока акционеры не приняли решение, ничего ни о ее названии, ни о каких-то сроках сказать не могу.
– А известно ли вам что-нибудь о планах разработки в корпорации «Джи-Эм» новой базовой модели для АВТОВАЗа?
– Наше СП не задействовано в этом процессе, но, насколько мне известно, на АВТОВАЗе действительно создана группа с участием специалистов «Дженерал моторс», которая занимается этим проектом.
– Как вы оцениваете качество российских комплектующих? Сколько их сегодня, к примеру, в «Виве»?
– Пока 23%, но к концу года планируем достичь 43% локализации, придерживаясь при этом высоких стандартов качества. Сейчас мы привлекли иностранных специалистов и усилили нашу команду, занятую расширением сети поставщиков и оценкой их возможностей. Они работают вместе с российскими инженерами, но не сидят у себя в офисе, а находятся непосредственно у поставщиков – следят за тем, чтобы качество деталей соответствовало мировым стандартам. В поисках надежных партнеров мы уже вышли далеко за пределы Тольятти и Самарской области.
– А каково, с вашей точки зрения, качество комплектующих, поступающих с АВТОВАЗа?
– Большую часть их для «Нивы» поставляет нам АВТОВАЗ, и тут есть некоторые проблемы. С помощью наших экспертов по управлению мы уже достигли значительных улучшений. Вы же видите реакцию рынка – в прошлом году продали в два раза больше автомобилей, чем в позапрошлом. Вообще АВТОВАЗ очень быстро откликается на претензии по качеству. Было немало случаев, когда у нас возникали проблемы, и вазовские инженеры сами предлагали рецепты для их решения.
– И при этом вы не считаете АВТОВАЗ своим конкурентом? Он ведь тоже выпускает вседорожники «Лада-Нива»?
– В какой-то степени он действительно наш конкурент, но, думаю, мы найдем пути мирного сосуществования. Тем более у него все-таки собственный сегмент на рынке вседорожников.
– Имеете ли вы планы по развитию экспортной дилерской сети?
– Основное наше внимание сосредоточено на российском рынке, до конца года мы намерены довести здесь количество дилеров до 116. Но уже в прошлом году мы активно экспортировали автомобили в страны СНГ (продано свыше 4,5 тыс. штук). В этом – будем расширять и там дилерскую сеть.
– В каких автомобильных салонах этого года будет участвовать СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ»?
– Традиционно в Московском, Санкт-Петербургском, Самарском и некоторых региональных. Планируем выставлять свои модели на мотор-шоу в странах СНГ – Украине, Белоруссии. В других крупных международных салонах, думаю, пока участвовать не будем.
– Нам известно, что пока вы работали в Китае, научились свободно говорить по-китайски. Собираетесь ли учить русский?
– Да (отвечает по-русски – ред.). С первого дня в России приобрел небольшой разговорник – учу слова и выражения. Уже знаю «спасибо», «доброе утро» и некоторые другие. Следующий шаг – технические термины, необходимые в работе.
– Какие представления о России были у вас до приезда к нам?
– Я родился и жил в Детройте, где, как известно, все больны хоккеем. Ну а советский хоккей всегда был предметом восхищения! Имена ваших хоккеистов – Ларионова, Федорова, Константинова – знаю с детства. Так что Россия всегда у меня ассоциировалась с сумасшедшими хоккейными баталиями.
– Тогда вам повезло с Тольятти: здесь известная команда «Лада» и множество хоккейных фанатов. Вы сами тоже играете?
– Хоккей – одно из главных моих увлечений; в этом году надеюсь привезти в Россию свою форму и выйти на лед. Пока же времени не было. Но мне уже удалось привыкнуть к вашему суровому климату, все-таки я из Массачусетса, а это один из самых холодных районов Северной Америки. Не скрою, правда, очень жду настоящей весны. Впрочем, главная проблема, с которой я здесь столкнулся, это не русская зима, а конкуренция на вашем рынке. Тем более интересно будет работать.
– Много ли общего будет у вас с первым генеральным директором СП Джоном Милонасом в стиле управления компанией?
– Джон Милонас – мой давний друг, нас связывает долгая совместная работа, в частности, в Индии и Китае. В Тольятти я принял у него эстафету. На этапе строительства, становления предприятия Джон Милонас был хорош. На следующем этапе – расширения производства, повышения его эффективности свою роль сыграю и я. Стиль управления у нас, может быть, и разный, но суть похожа.