«господин 420»
В 2003 году у Уральского автомоторного завода сменился хозяин: бывший филиал ЗИЛа вошел в состав концерна «СК Прома» и стал называться ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Новые собственники, прикупив автозавод, понимали, что со старыми ЗИЛами долго не протянешь. С чем же пробиться на рынок?
Для начала руководители «СК Прома» в нескольких крупных российских областях организовали исследования – «какой грузовик вам нужен?» Неожиданно потребитель проголосовал за четырехтонную дизельную машину. Тут-то руководители «СК Прома» вспомнили об индийской компании «Тата моторс».
В прошлом году «Тата моторс» приобрела контрольный пакет грузового отделения компании «Дэу» и стала крупнейшим производителем грузовиков и автобусов в Южной Азии.
«Татушки» – так на заводе называют индийские грузовики, которые собирают на главном конвейере. В 2004-м уже изготовили 400 «Тата-613», но пока на стапелях (на наш рынок они, видимо, выйдут под маркой АМУР). Как и положено, предусмотрена локализация. Машина уже получила российские шины, в кабине мощная зиловская «печка» для водителя, а чтобы топливо не замерзало, обогреватель. Возможно, со временем на Урале будут делать раму, мосты. Пока все идет с берегов Индийского океана.
Поводов для оптимизма у руководителей завода достаточно: уже собран первый портфель заказов на год. Видимо, клиентов устраивает базовая цена 16 тыс. долл., да и условия гарантии подходящие: 75 тыс. км общего пробега и 120 тыс. – на двигатель.
В достопамятном фильме «Господин 420» герой Раджа Капура в любых ситуациях сохранял веру в светлое будущее, что помогло ему выжить. Но это кино, а как сложится судьба «Таты» в России?
Валерий Кузовков, заместитель начальника управления сбыта ЗАО «АМУР»:
«Во-первых, автомобиль – это качественные комплектующие. «Тата» располагает 12 собственными заводами по производству компонентов. Причем все они – совместные предприятия с фирмами Франции, США, Кореи, Испании и Японии, и все, что производят на них, идет и на экспорт в те же страны. Во-вторых, модель, на которой мы остановили выбор, в «прошлой жизни» была «Мерседесом», так что родословная у нее достойная. Поначалу мы замахнулись на производство двух моделей – «Тата-407» и «Тата-613», однако от первой отказались – очень дорого.
Зато с «613-й» никаких проблем. Шестицилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью 130 л. с. соответствует требованиям Евро II, тормоза с АВS. Удобная трехместная кабина, много вариантов кузовов, к тому же возможность монтировать любое дополнительное оборудование... Словом, «наша» машина».
Соавтор: Александр Батыру