Вектор эволюции
Турбодизели (с непосредственным впрыском): Р4 2,0 л, 74 кВт/101 л.с. и 2,2 л, 92 кВт/125 л.с. Коробки передач – М5 или А4. Привод – передний. Чуть позже появился «заряженный» хэтчбек GTS. Помимо рядных бензиновых двигателей 1,8 л, 2,2 л и дизеля 2,2 л на него устанавливали бензиновый V6 3,2 л, 155 кВт/211 л.с.
2003 год. На GTS стали устанавливать бензиновый двигатель с турбонаддувом Р4 2,0 л, 129 кВт/175 л.с. и турбодизель с непосредственным впрыском V6 3,0 л, 129 кВт/176 л.с. Под них была разработана механическая шестиступенчатая коробка передач. Начало производства «Опеля-Сигнум», использующего удлиненную на 130 мм базу «Вектры». «Сигнуму» досталась и вся гамма моторов, в том числе от GTS. Представлен новый универсал.
2004 год. Новые моторы: бензиновый Р4 1,6 л, 74 кВт/100 л.с. и турбодизель с непосредственным впрыском 1,9 л, 88 кВт/120 л.с. и 110 кВт/150 л.с.
В последние годы спрос на «опели» в Европе заметно вырос – по соотношению цены и качества эти автомобили сегодня опережают многих конкурентов. Похожая ситуация и в России, где «долларовые» цены стали хорошим козырем «Дженерал моторс». Об особенностях эксплуатации «астр» и «омег» мы уже рассказывали (ЗР, 2002, № 12, с. 171; 2004, № 2, с. 198). Сегодня поговорим о «Вектре» последнего поколения (с индексом С), которая появляется на вторичном рынке. Пока трехлетние экземпляры предлагают за 16–19 тыс. долларов, но не за горами обновление модели и неизбежное снижение цен.
ВСЕ ВКЛЮЧЕНО
«Вектра С» заметно просторнее предшественницы, а по комфорту и уровню оснащения она вплотную приблизилась к флагманской «Омеге». Даже в самой скромной комплектации Club предусмотрены кондиционер, электропривод и обогрев наружных зеркал, передние электростеклоподъемники, атермальные стекла, 16-дюймовые легкосплавные колеса, центральный замок с дистанционным управлением, сигнализация, иммобилайзер. Позаботились конструкторы и о безопасности: на всех машинах шесть подушек (фронтальные, боковые и шторки), четырехканальная ABS, система перераспределения тормозных сил между осями (EBD), контроля торможения в повороте (CBC), противобуксовочная, активные передние подголовники, травмобезопасная подвеска педалей и многое другое. В комплектации Comfort добавлен МР3-плейер с семью динамиками, задние электростеклоподъемники и климат-контроль. Топовая Elegance дополнительно оснащена противотуманными фарами и системой поддержания курсовой устойчивости (ESP).
Выбор кузовов – на любой вкус: седан, хэтчбек, универсал. Гамма моторов традиционно разноообразна: с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, дизельные, но в России официально продаются «вектры» лишь с бензиновыми «четверками» объемом 1,8 и 2,2 л. Только версия GTS может похвастать 3,2-литровой V-образной «шестеркой» – аналогом очень надежного, но трудоемкого в обслуживании и ремонте трехлитрового агрегата «Омеги» (ЗР, 2004, № 2, с. 199).
Рядные «четверки» требуют немного внимания: замена масла и фильтра – каждые 15 тыс. км, антифриза – 60 тыс. км или 3 года (марка жидкости указана на крышке заливной горловины). Свечи служат 30–60 тыс. км, а перед их заменой стоит профилактически промыть форсунки. Двигатель 1,8 л – с ременным приводом ГРМ; ремень с роликами меняют каждые 60 тыс. км. Досрочных обрывов не отмечено, некоторые ремни выдерживали и 100 тыс. км, но экспериментировать не стоит – ремонт мотора после встречи поршней с клапанами обойдется тысячи в четыре долларов. При замене ремня обязательно осмотрите помпу. Подклинивание при вращении или следы антифриза возле дренажного отверстия – показания к замене. На 120 тыс. км ее желательно поменять в любом случае: до очередного «большого ТО» она вряд ли доживет, а работа – дорогая.
Двигатель 2,2 л с непосредственным впрыском топлива имеет цепной привод ГРМ и забот с ним меньше. Но в российской глубинке сложная система питания с двумя насосами может подкинуть сюрприз – не любит она плохого бензина. Для новых «опелей» рекомендован АИ-95, однако в виде исключения подойдет и «девяносто второй».
Система управления надежна, лишь узел дроссельной заслонки со временем может потребовать промывки: из-за смолистых отложений заслонка перестает закрываться полностью, отчего уходит «нуль» датчика (гуляют обороты).
ТРОС И ТРАКТОР
«Вектры» для российского рынка с двигателем 1,8 л оснащали только механической коробкой передач, 2,2 л есть и с «автоматом». «Механика» не требует замены масла и служит безотказно по крайней мере до 300 тыс. км. Сцепление – более 200, но «гонщикам» следует помнить, что вместе с сожженным диском, скорее всего, придется поменять дорогой двухмассовый маховик.
С новым пятиступенчатым «автоматом» не все так безоблачно. Примерно у 2% автомобилей в гарантийный период (два года) отказывал блок клапанов. На панели приборов зажигалась лампочка неисправности коробки, а сама она переходила в аварийный режим: в положении «D» постоянно включена пятая передача, в ручном режиме выбор остается лишь между третьей и пятой. Добраться до дома можно, но при такой езде усиленно изнашиваются фрикционы. Лучше погрузить машину на эвакуатор, в крайнем случае, передвигаться без резких ускорений – тогда есть шанс отделаться заменой блока клапанов. Впрочем, пока машина на гарантии, беспокоиться не о чем, а будущие покупатели, возможно, и не столкнутся с этой проблемой – в последнее время число отказов резко сократилось.
«Автомат» не переносит буксования: пять минут в грязевой или снежной яме грозят обернуться кругленькой суммой на ремонт. Застряли – доставайте трос и тягач, дешевле выйдет. Обслуживание АКП сводится к замене масла каждые 90 тыс. км. (оригинального «опелевского» для автоматических трансмиссий).
НЕ БОЙТЕСЬ АЛЮМИНИЯ
Как у многих современных автомобилей, алюминий прижился и в подвеске «Вектры». Претензий к легкосплавным рычагам нет: запрессованные шаровые опоры и сайлент-блоки служат много лет. Чаще всего придется заниматься стойками переднего стабилизатора – примерно каждые 30–40 тыс. км. Стоит обращать внимание и на верхнюю опору передней стойки – она слабо защищена от грязи, и уже года через два в подшипнике могут появиться люфт и стук.
А вот скрип при троганье обычно издают верхние опоры радиатора. Чтобы избавиться от него, достаточно смазать их резиновые подушки (лучше всего подходит пленкообразующая аэрозольная смазка Wurth HHS 2000).
Люфт в рулевых тягах и наконечниках дает о себе знать к 40–70 тыс. км, но прежде чем заказывать детали, внимательно осмотрите саму рейку. Примерно на 10% автомобилей ее приходится менять из-за утечки жидкости (оригинального ремкомплекта нет). Случаются и отказы усилителя – он здесь электрогидравлический. Но причина, как правило, пустяковая – окисление контактов в разъеме (в зоне правого переднего крыла). Чтобы восстановить работу электродвигателя насоса, достаточно удалить окислы и покрыть контакты защитной смазкой.
Тормоза у всех колес – дисковые, но колодки ручника по традиции упрятаны в маленький барабанчик. Претензий к ним нет, только не забывайте менять тормозную жидкость (DOT-4) каждые 30 тыс. км или 2 года. Передние диски выдерживают примерно два комплекта колодок, задние – три. Электронные системы работают на редкость четко, но порой недолго – окисляется проводка датчиков ABS. Детали дорогие (датчик – в сборе со ступицей), поэтому не поленитесь защитить разъем антикором или, на худой конец, «Литолом».
ОСТОРОЖНО – МУЛЬТИПЛЕКС!
Без диагностического оборудования к электрике современной «Вектры» не подступиться. Все основные модули (в максимальной комплектации двадцать один) связаны мультиплексной шиной, поддерживающей три скорости обмена информацией. Чаще всего проблемы вызывает неграмотное вмешательство в систему. Так, подключение сигнализации к «концевику» двери или магнитолы – к «плюсу» шины обязательно приведет к сбоям в работе. То же относится и к оборудованию для мобильной связи, датчикам парковки, нештатному «ксенону». Поэтому стоит поискать автомобиль в нужной вам комплектации – опций у «Вектры» множество. Качество звука фирменной магнитолы не разочарует, а штатный «ксенон» сблокирован с устройством адаптивного освещения AFL, позволяющим фарам «заглянуть за поворот».
На автомобилях первых партий встречались отказы модуля рулевой колонки (CIM), отвечающего за работу иммобилайзера и подушек безопасности (при этом блокировался пуск двигателя). Других заметных проблем нет.
К каждому автомобилю придаются два ключа с пультом дистанционного управления. Иммобилайзер поддерживает до пяти кодированных ключей. Прикуривать и давать прикурить «Вектра» позволяет, только последнее – при выключенном зажигании. Отсоединение аккумулятора не вызывает сбоев в электронике. Потребуется лишь ввести код магнитолы, время и «обучить» стеклоподъемники (ЗР, 2004, № 2, с. 201).