Голова без головной боли
Роль акустики играл одинокий динамик, установленный в ногах правого пассажира.
Самое смешное, что тогда все это казалось нам оптимальным и совершенным. К тому же не было ни малейшей головной боли с выбором того, что сегодня зовут… правильно – «головой»! Точнее – головным устройством музыкального автомобильного комплекса, чаще называемым по-простецки – магнитолой. А какую «голову» предпочесть в эпоху рыночного изобилия?
МАГНИТОЛА БЕЗ МАГНИТОВ
Понятно, что термин «магнитола» изначально подразумевал наличие магнитной ленты. Кассетники живы по сей день, но про ажиотажный спрос на них говорить не приходится. Тем не менее именно они представляют собой условную первую группу головных устройств – о них мы неоднократно рассказывали.
Вторая группа «магнитол» никакого отношения к магнитной записи уже не имеет – ее представляют CD-ресиверы (в простонародье – «сидюшники»). Именно они выбили с рынка настоящие магнитолы, вчистую переиграв их по технике исполнения и сравнявшись с ними по доступности. При этом практически любой современный «сидюшник» умеет воспроизводить диски, записанные в формате МР3 (Эм-Пэ-Три) – кроме того, многие из них легко переваривают различные «интернетовские» форматы типа WMA и т. п. Нужно лишь помнить, что МР3 тоже бывают разными, как бы ни странно это звучало. Например, диск, записанный по технологии VBR (variable bit rate), подразумевающей переменную скорость цифрового потока данных, будет успешно воспроизводиться только на «головах» соответствующей квалификации и с теми же символами – VBR.
Вообще говоря, к МР3 можно относиться по-разному. С одной стороны, их преимущества очевидны: вся любимая «попса» на одном диске – это удобно. Кроме того, можно заниматься домашним творчеством – записывать, переписывать, компоновать и т.п. Но здесь же кроется и недостаток – МР3 изначально носит эдакий кустарный оттенок, а потому само понятие «фирменная запись» тут просто не имеет смысла. Встречаются, конечно, исключения типа студийной записи от фирмы «Акай», но это не касается массового покупателя.
Впрочем, главная проблема МР3 совсем не в этом. Чем больше информации вмещает в себя диск «эм-пэ-три», тем хуже он звучит: законы сохранения пока еще не опровергнуты! На практике же 99% слушателей не уловят этой разницы: сжатие информации проводится самыми изощренными способами. Однако истинные Ценители Звука до МР3 и прочих MPEG никогда не опустятся. Поэтому МР3-информацию не воспроизводят как самые дешевые, так и… самые дорогие «головы»! Первые – не умеют, последние – не хотят!
«Голова» третьей категории имеет знакомое всем имя – DVD. «Ди-Ви-Ди» в особых представлениях не нуждается – видеорынок давно проник не только в наши дома, но и в автомобили. Отметим лишь, что такие «головы» могут воспроизводить, конечно же, не только видео-, но и аудиодиски – так называемые DVD-Audio. По качеству звучания они превосходят обычные СD – очень может быть, что вскоре они вообще вытеснят их с рынка. Если, конечно, их самих не вытеснит что-то еще. Например – «Ха-Дэ-Дэ»!
ХА-ДЭ-ДЭ – ЭТО МАГНИТОЛА?
«Ха-Дэ-Дэ» (HDD) – это своеобразный «шаг назад», к отвергнутой ранее магнитной записи. Жесткий магнитный диск перекочевал из компьютеров в автомобильные «головы» и прекрасно там устроился. Более того, именно такие «магнитолы» составляют четвертую группу современных головных устройств. Жесткий диск может быть как встроен в CD-ресивер, так и подключаться к нему внешне.
Массовой эту группу назвать пока нельзя, но она «набирает обороты». Насколько удобно пользоваться такой техникой, каждый решает сам. Можно таскать этот диск домой и загружать его с компьютера, можно записывать в машине радиопрограммы, можно, наконец, «перекатывать» понравившиеся диски знакомых.
Впрочем, на мой взгляд, будущее носителей информации выглядит несколько иначе. Любая «механика» должна исчезнуть как класс – этому уже способствуют флэш-карты. Подключаете ее к слоту «головы» и слушаете на здоровье: гигабайтная карточка вмещает примерно 15 дисков МР3! Что в этом случае будет продаваться в магазинах и откуда брать любимую запись, пока не ясно. Опять из компьютера?
ВЫБОР ЦЕЛИ
Запутались вконец? Если да, то давайте распутываться… На что стоит обратить внимание при выборе «головы»? Начнем с эргономики. Если, к примеру, вы предпочитаете «крутилку» клавишам «больше-меньше», то часть моделей отсеется сама собой. Оцените, удобно ли вам будет пользоваться меню – во многих случаях они излишне усложнены. Цвет подсветки почти во всех современных аппаратах можно изменять – даже во многих дешевых. Кстати, что касается выбора бренда, то знайте: большинство моделей стандартизировано и на каждый «Кенвуд» вы найдете свой «Пионер» – почти такой же. И если вам важен имидж, то вы сами сориентируетесь, с какой моделью салон вашего авто будет выглядеть «круче».
Следующая позиция – цена: тут советчики не нужны, поскольку платить – вам. А далее уже точно не обойтись без хорошего подсказчика. Где его взять? Если нет «продвинутых» знакомых, то придется внимать продавцу – но не всякому. Крупные универмаги проигнорируем по определению (дорого и бестолково), а вот специализированные магазины бутикового типа вполне сгодятся. Здесь продавец постоянно проходит тренинг и всегда «в теме». Он расскажет и про «лучшие в мире тюнеры» от «Блаупункт», и про то, что встроенные усилители на полевых транзисторах не так-то и плохи, и про важность нескольких линейных выходов, если в перспективе вы решитесь на апгрейд.
Сразу думать про апгрейд? Да, желательно. Конечно, если вы рассчитываете расстаться с машиной уже через годик-другой, тогда иное дело, но в остальных случаях – подумайте! Грамотный продавец обязательно «подсадит вас на иглу» – например, предложит через некоторое время просто поменять провода и убедиться, что «звук стал другим». Затем в ход пойдут внешние усилители и сабвуферы – вот здесь-то и могут понадобиться линейные выходы, без которых к «голове» уже «не подцепишься».
А как современная «голова» вписывается в салоны различных авто, вам напомнят наши фото.