С микрометром и отвесом
Не столь уж сложная деталька – направляющая втулка клапана, но даже у родных вазовских разброс размеров порой невероятный. Да и зарубежные поставщики горазды халтурить: одна втулка проваливается в гнездо, другую не забьешь кувалдой. Еще одно технологическое достижение – клапаны с диаметром стержня, «проваленным» как после пробега в миллион километров или, наоборот, превышающим 8 мм. Представляете, какой «калашников» получается – в каждой паре детали приходится шлифовать, развертывать, подгонять. Где уж тут добиться высокой производительности труда! А в некоторых «сервисах» с этим полный ажур.
Вот рассказ москвича, которого образцово «разводили на деньги» в большом, на 35 постов, и очень красивом сервисе. Начинается он банально: к 60 тысячам двигатель «Нивы» стал расходовать много масла, подтраивать. В сервисе замерили компрессию, вынесли вердикт: все плохо, нужен капремонт. При этих словах мастер, словно змей-искуситель, шепнул на ухо: «Хочешь, чтобы быстро сделали? Заплати в кассу четыре тысячи, скажи, что запчасти купишь сам, – работа, мол, ерундовая, клапаны притереть… А мы дня за три мотор сделаем – со мной и слесарем расплатишься. На круг выйдет тысяч двадцать. Согласен?»
Клиент в итоге заплатил 24 тысячи (детали оказались импортные). А через месяц мотор опять затроил. Владелец – к тем же мастерам. Они вновь замерили компрессию, посочувствовали… Ведь принять машину по рекламации (и теперь ремонтировать бесплатно) невозможно: у хозяина только «квиток» на те 4000 руб., а иных бумажек не было! Ничего не оставалось, как оплатить повторный ремонт.
Снова сняли головку блока, обнаружили, как в прошлый раз, подгоревший клапан, притерли. А сумма, в которую обошелся двойной ремонт, приблизилась к тысяче «баксов». Но этим дело не кончилось. Вскоре мотор снова троил… Только тут хозяин понял, что этак и разориться недолго!
И вот машина у нас. Проверили компрессию. В третьем цилиндре – низкая, всего 8 кгс/см2. С добавкой масла резко подскочила – выше 13. Ясно, что-то с поршневой группой. Пришлось вытаскивать двигатель (это же «Нива»!). Отстыковав головку блока, обнаружили, что три выпускных клапана болтаются во втулках – едва ли в том «сервисе» их заменяли. Но еще показательней вот что. Хотя хонингованная поверхность цилиндров почти не изношена (хозяин использовал хорошее масло), поршень в третьем просто хлюпал! Оказалось, он «просажен» почти на 0,1 мм – с таким никакие кольца долго не прослужат. Видно, в злосчастном сервисе поршни перед установкой не обмеряли.
Мотор мы отремонтировали. Цилиндры хонинговать не потребовалось, так что все обошлось хозяину примерно в 9 тысяч. Ну а когда ему дали гарантию на три месяца – теперь, мол, в движке ничего не сломается – он, кажется, глазам своим не поверил!
У поршней бывают и другие дефекты. Часто несоосны отверстия под палец. Еще в начале 90-х такое нам не снилось. И делали тогда поршни не из «вторалюминия», как некоторые «фирмы» сегодня. Их продукция очень чувствительна к переменным нагрузкам, вибрациям, детонации и служит примерно на 40% меньше доброкачественной. Статистика – упрямая вещь! Юбки и перегородки между канавками чаще всего ломаются у «вторичных».
О втулках и клапанах уже сказано. Добавлю: при покупке дотошно измеряю все детали до единой: минимум доверия – продукции наших производителей.
Эта тема, к сожалению, нескончаема. Вспомните, сколько раз мы вам рассказывали похожие истории. Вот так и хожу в магазин: микрометр в одном кармане, нутромер – в другом, штангель и линейка – в третьем, отвес и «уровень» – в четвертом, а в зубах, для сравнения, старая деталь!