Железный поток
А еще «Поток» – это новый компьютеризированный комплекс, способный выхватывать из автомобильной «толпы» проблемную машину, ориентируясь на заложенные в компьютер параметры. Такими в последний год активно оснащают столичную и подмосковную госавтоинспекции. Многочисленные реляции по этому поводу прошли по нашим СМИ. И вот, когда волна восторгов чуть спала, мы решили сами проверить, насколько эффективна новая система и сколько подлых угонщиков удалось уже «накрыть» с ее помощью. Для этого мы и отправились на дежурство вместе с инспекторами 10-го спецбатальона первого спецполка ДПС («Северный») ГИБДД ГУВД Московской области.
ХОЛОДНЫЙ УМ И….
…С раннего утра мы «в засаде» на стационарном посту на 45-м километре шоссе Москва–Минск. Собственно «засадой» это можно назвать условно – каменное стандартное здание, украшенное огромными буквами «ДПС», не увидит издалека разве что слепой. Еще метров за триста водители начинают тормозить и проезжают мимо гаишников совершеннейшими паиньками. Но нас сегодня нарушители скоростного режима не волнуют – взгляд прикован к экранам мониторов, по которым весело бегут регистрационные номерные знаки – российские, белорусские, польские, литовские. На посту – обычная, штатная смена: четыре инспектора, возле, на всякий случай, раскрашенная «девятка» – вдруг придется броситься в погоню…
Как сказано в руководстве, прилагаемом к «Потоку», поисковая система работает в диапазоне скоростей до 120 км/ч, каждая камера снабжена инфракрасным излучателем, не дает сбоев в плохих погодных условиях и может функционировать как в автономном, так и стационарном режимах. Словом, задача инспектора, видимо, сводится теперь к тому, чтобы задержать супостата, которого «вычислит» всепогодная и бескомпромиссная система. «Неужели она и правда, как «Стелс», и в дождь, и в снег работает?» – интересуюсь у инспектора 10-го спецбатальона Алексея Н. «Ну, до этого пока далеко, – отзывается он, – система-то новая. Но все-таки «Поиск» наш «глючит» редко».
Как все-таки приятно (и пока неожиданно!) слышать компьютерный сленг из уст инспектора ГИБДД; они у нас по-прежнему больше ассоциируются с полосатым жезлом, чем с современной ЭВМ, но это не их вина. Между тем внимательно всматриваемся в мониторы: камеры отслеживают поток по Минскому шоссе в Москву и обратно. Разноцветные номера быстро бегут по экрану, но никто на них не обращает внимания. «Если номер есть в одной из наших баз, компьютер сам его вычислит, и раздастся звуковой сигнал», – объясняют нам. Оказывается, в Москве и области базы обновляют ежедневно; кроме федеральной по угону, сведений от Интерпола, в могучей памяти «Поиска» хранится огромное количество другой информации. «Только не думайте, что вот сейчас же мы поймаем какого-нибудь угонщика-рецидивиста, – сразу остужает наш пыл Алексей. – И на погони с драками не рассчитывайте. Служба у нас другая – может, внешне нудная и однообразная, но – очень нужная. К тому же только на электронику мы не рассчитываем – идиотов, которые угоняют машины и с теми же самыми номерами выезжают из Москвы, сейчас уже нет. Но у каждого из нас есть еще опыт, профессионализм и чутье». Офицер набрасывает куртку и отправляется на улицу. Минута – и он уже тормозит огромную (и в отличие от наших – чистую) «фуру» с польскими номерами.
ВСЕ «АЛИМЕНТЩИКИ»
«Поиск», помимо наших номерных знаков, распознает регистрационные номера стран СНГ, Европы и даже… некоторых стран Латинской Америки. Для чего такая «всеядность»? «Так я же говорил, у нас и база от Интерпола, – напоминает Алексей, – а там самых разных заморских «фруктов» немало». Правда, ни одного пойманного угонщика из Эквадора на счету полка «Северный» пока нет, но ведь и система установлена совсем недавно. А пойманными «алиментщиками» тут хвалиться не принято – таких ловят по нескольку на дню.
В систему заведены (и регулярно обновляются) базы автомобилей, заявленных в розыск судебными приставами или мировыми судьями. Похищенные авто в сети «Поиска» попадаются крайне редко, чаще – машины, скрывшиеся с места ДТП. За последнее время на этом посту попалась только одна «крупная рыба» – «Ауди», угнанная в Рязани, двигалась в сторону наших южных республик. Машину и перегонщиков тут же задержали. Чаще же рутина: ежедневно на посту отлавливают несколько «алиментщиков», «должников», чье имущество арестовано по суду, владельцев спорных авто. Нам попался водитель «десятки», которая, как выяснилось, стала предметом ожесточенных споров между бывшими супругами. Как и положено, автомобиль препровождают в ближайшее Голицынское УВД – теперь их задача разобраться, кто прав, а кто виноват. В любом случае, по мнению инспекторов, работать с «Потоком» им стало легче, а уйти от карающей руки закона теперь сложнее.
НА МОБИЛЬНОМ…
На стационарном посту, конечно, сухо и тепло, но любопытно посмотреть, как работает мобильный комплекс. Пересаживаемся в поисковую «Газель» и трогаемся по Минке в сторону Москвы. На крыше установлены видеокамеры (они управляются из кабины), в салоне те же мониторы и «мозги» системы. Рядом с «Газелью» следует патрульная «девятка» батальона – на местном сленге «догонялка». Ее задача – немедленно догнать и остановить автомобиль, на который среагировал «Поток». Пока все спокойно. То ли день такой выдался, то ли все вдруг стали законопослушными… Размеренный железный поток течет в Москву и обратно, из столицы – в Смоленск, Минск, Варшаву, Берлин... Пока Александр Б., «старший» «Газели», объясняет, как работает система (а работает она подобно стационарной), по рации передают данные очередного перехвата. Где-то на Ленинградском шоссе угнали «Мерседес». Его номер Александр тут же «забивает» в свой компьютер. «Поедет в нашу сторону – обязательно поймаем!» – уверяет инспектор. И не поймешь, то ли он шутит, то ли всерьез… Но тут же, словно читая мои мысли, Александр продолжает: «Никакого «крутого экшна» не ждите. Вчера за целый день выловили три заявленные в розыск машины, сегодня нет ни одной».
«Так что же, «Поток» – это панацея или лишь дорогостоящая игрушка?» – спрашиваю мнение Александра. «Как сказать… Понятно, на первое она пока не тянет. В работе, безусловно, помогает, но если была бы у нас единая база данных по стране, тогда действенность стала на порядок выше, – честно отвечает инспектор. – Пока же работаем только со столичной и областной базами. Но и тут польза от системы уже налицо: за первые три месяца этого года лишь силами одного, 10-го спецбатальона выявлено 52 машины, заявленные в розыск. И все это при помощи «Потока»! Тридцать пять из них «поймали» на передвижных станциях (их у нас две), остальные попались на стационарных постах».
…А для нас два дня дежурства оказались совершенно непродуктивными: как мы ни пялились на экраны мониторов, как ни вглядывались вдаль, ни одного не то что угонщика – даже «алиментщика» беглого не поймали! Не везет, так не везет. А может, у нас в самом деле все вдруг стали честнее и ответственнее? Хотя бы на два дня…