Другая турция
И, главное, есть разветвленная сеть дорог и относительно дешевый прокат транспорта – прекрасная возможность увидеть все эти достопримечательности. Для непосед, предпочитающих путешествия за рулем, особый интерес представляет небольшой участок побережья недалеко от Антальи. Если остановиться в любом курортном поселке между Кемером и Текирова, то это сделает удобным посещение многих интересных мест.
ЭКОНОМЬТЕ ДЕНЬГИ, НЕРВЫ, ВРЕМЯ
Не без основания многие считают, что туристический бизнес в Турции построен по принципу «без лоха жизнь плоха». На семейный бюджет начинают покушаться, едва вы сошли с трапа самолета. А потому первый совет: кто бы и за какую бы цену ни предлагал вам посетить интересные места – отказывайтесь. Скорее всего, вам будут пытаться всучить ту или иную поездку дороже, чем в многочисленных турбюро, не говоря уже о комфорте. Суть любого такого вояжа – не предоставить вам полноценную информацию и отдых, а под благовидным предлогом завести в прикормленный магазин или ларек с прохладительными напитками, заставить потратиться и получить с хозяина «откат».
Любителям офф-роуда не советую участвовать в мероприятии под названием «Джип-сафари». Рекламные буклеты и фотографии врут! Эффектный проезд по глубокому броду – не что иное, как единственная на всем маршруте… лужа! Все остальное – обгоревшие на солнце колени, пропыленная одежда и тело, перемещение от одной торговой точки до другой на убитых вседорожниках «Сузуки-Самурай», у которых сняты передние карданные валы. Мало того, на самых интересных точках сафари вам запретят фотографировать, чтобы всучить втридорога карточки местного фотографа.
Романтическая поездка на яхте – из того же ряда. Купание в переполненной народом бухте, беготня галопом по достопримечательностям, дополнительные расходы, помимо уже оплаченного тура. Вы за этим ехали?
ПРОКАТ ДЛЯ НЕПОСЕД
Изучать красоты Турции лучше самостоятельно. Отпускное настроение неплохо дополнить свободой передвижения, возможностью поехать куда хочешь, когда хочешь и с кем хочешь – в общем, отсутствием проблем и ненужного общения.
Сделать это нетрудно. В любом мало-мальски значимом курортном местечке есть масса турагентств, которые предлагают прокат едва ли не всего, что движется. Нужно лишь предъявить права, причем на категорию особо не смотрят. Двухколесный скутер стоит 20–25 долларов в сутки. Но это лишь стартовая цена. Проявив настойчивость, можно ударить по рукам на отметке 15 долларов за 12 часов. То есть за световой день. Вы же не собираетесь осматривать достопримечательности глубокой ночью? Схожая ситуация с мотоциклами. За «эндуро» с двигателем 125 смз объявляют 30 долларов, но после недолгих торгов легко уступают за 15. Все потому, что мотоциклы не пользуются особым спросом. Двухколесную технику мы в шутку называли «турецкий кондиционер». Ничто так не спасает от полуденного солнцепека, как поездка на этом виде транспорта.
Для дальних маршрутов предпочтительнее автомобиль. Престижных моделей турки в прокат не предлагают, а потому лучше выбирать то, что подешевле. Медлительный, некомфортный и прожорливый «Сузуки-Самурай» для долгих путешествий не подходит, хоть и стоит 30 долларов в сутки. А вот шустрые «ФИАТ-Палио», «Рено Клио», «Хёндэ Акцент» вполне сгодятся. Объявленные прокатчиками 35 долларов в сутки реально сбить до 30 за день. Если же вы планируете поездку по горной дороге, то лучшее предложение – «Форд Фиеста». За ту же сумму вы получите машину, превосходящую по управляемости конкурентов. И пусть вас не смущает, что у того же «Палио» двигатель 1,6 л, а у «Форда» всего 1,25 л. «Фиеста» достаточно быстра, а лучшие свои качества она раскроет на сложной дороге.
А теперь о подводных камнях. Ни один прокатчик не имеет права выдать клиенту незастрахованную машину. Скутер же, напротив, не страхуют. Но все равно, всю ответственность, что бы ни случилось с вами или с транспортным средством, несут владельцы прокатных контор. Мало того, при выдаче техники они не имеют права брать в залог паспорт. Но берут. Зачем? Чтобы за малейшую царапину содрать с вас наличные под угрозой невозврата документа. Знайте, это – блеф! Так что можете отдавать паспорт в прокатную контору – теперь вы хозяин положения. Если начнут вымогать – грозите вызовом полиции. Будьте уверены, паспорт вам вернут с уговорами ничего не сообщать властям.
НА ЧЕМ И КУДА
При том, что стоимость проката невелика, бензин в Турции дороговат. Примерно полтора доллара за литр АИ-93. Исходя из этого, планируя поездки, выбирайте тип транспорта. Расстояния от 5 до 25 км вполне по силам экономичному скутеру. На этом участке побережья в зоне досягаемости двухколесного транспорта оказываются древние ликийские города Олимпос и Фазелис, пляж и магазины Кемера, рыбные ресторанчики, включая «Ботаник», где столики стоят прямо в горной реке. Пример расчетов: путешествие на яхте до Олимпоса, где вам дают на осмотр ровно час, обойдется от 10 до 15 долларов на человека. Скутер – 15 за прокат плюс 3 на бензин. Учитывая, что едете вдвоем – выгода очевидна. Что касается входных билетов, то они не входят в стоимость тура на яхте, и вы потратитесь на них в любом случае.
Дальние поездки в Анталью, на сплав по горной реке (280 км в оба конца), к амфитеатру древнего города Мира и к затонувшему Кекова (200 км туда и обратно) лучше доверить автомобилю. Здесь прямой финансовой выгоды нет. Зато отдохнете без проблем, остановитесь, где душа попросит, и пробудете в понравившемся месте столько, сколько вам захочется. Мы, например, арендовали на сутки бот с all inclusive и потрясающим капитаном только для нас двоих. На нем ходили смотреть Кекову и Симену, купались в красивейших бухтах, попали на ночную дискотеку, вход в которую только с воды, да и ночевали на воде. Ни одна экскурсия такой программы не предлагает.
И напоследок. Не стоит менять доллары на местные лиры. «Зеленые» здесь принимают повсеместно, зачастую приравнивая к евро (уточняйте, что имеют в виду!).
Поэтому нет никакого смысла терять на курсе.