«ограниченно годен…»
Даже если вы не понимаете «языка» двигателя, рывки в его работе, подергивания портят настроение. Надо искать причину. Но где? И как?
Авторы большинства полученных нами ответов на задачу правы: почти всегда в подергиваниях двигателя проявляются неполадки в зажигании и питании. Но многие при этом ссылаются лишь на собственные, частные наблюдения, забывая или не ведая, что в каждой из этих систем возможны самые разные казусы.
Категоричность – «виновата катушка», «большой люфт в подшипнике», «неисправен конденсатор» и т. п. – здесь неуместна, она говорит о неопытности. Отрадно, что мы получили немало и таких писем, в которых проблема рассмотрена с самых разных сторон. Ответ победителя – в одном из них.
О каких же перебоях идет речь? Поясним на примерах. Предположим, стала капризничать свеча третьего цилиндра – вместо ровного ритма работы исправного мотора «1–3–4–2» слышится какой-то рваный «1–…–4 –2–1–3–4–2». Перебои хаотические. Когда же свеча совсем откажет, мотор начинает четко троить: «1–…–4–2–1–…–4–2–1–…».
Мотор нашего героя подергивало хаотично, без системы. В этом случае незачем перебирать все возможные неисправности! Макс начал с замены свечей – их роль велика, а цена не бог весть какая. Не помогло. Заменил крышку распределителя и высоковольтные провода, осмотрел «бегунок»… Безрезультатно. Тогда обратился к низковольтной части – благо ее слабые места хорошо известны. Заменил прерыватель. Кстати, делая это, довольно трудно не заметить люфты в подшипнике – многие настаивают на том, что проблема возникла из-за них. Действительно, кому только эти люфты не портили кровь, но в истории с Максом они, похоже, ни при чем.
О чем же наш герой забыл? Ахиллесова пята его машины – помехоподавительный резистор в распределителе зажигания. Вышедший из строя (когда мотор вообще не работает) обычно выдает себя – потемневший, обуглившийся. Но бывает, что он еще «ограниченно годен к службе» – сопротивление уже выросло настолько, что часть импульсов высокого напряжения до свечей не доходит. Проверить – проще некуда: закоротив проволочкой, заводим мотор. Заработал ровно? Резистор плохой. В конце концов Макс это установил.
Ну а что бы он делал, будь резистор исправен? Проверял бы катушку. В порядке и она – пришлось бы повозиться с другими узкими местами системы. Их и в низковольтной части хватает. Окисленные или грязные соединения, надломанные провода и т. п.
Ну а зачем было возиться с топливной системой? Тут Макс – не на высоте. Ведь главное, что она должна обеспечить, – правильный состав смеси на всех режимах работы двигателя. Бедная смесь воспламеняется нестабильно – мотор работает неровно. Если очень низок уровень бензина в поплавковой камере или засорен топливный жиклер главной дозирующей системы, на всех нагрузочных режимах смесь бедная, но все можно легко привести в норму! Хуже, если смесь обедняет посторонний воздух, подмешавшийся к ней, например, через неплотности стыков коллектора с головкой блока, через поры в шланге вакуумного усилителя и т. п. Это легко проверить – брызнем на подозрительный стык «пусковым» эфиром. Мотор заработал иначе – есть подсос, надо устранять.
Иная картина – если недостаточна подача топлива из бака, когда забит грязью топливный фильтр, слаб напор насоса и т. п. В этих случаях мотор тянет нормально, пока расход топлива в цилиндрах меньше подачи. А придавите газ к полу – начинает дергать. Это оттого, что подача уже не восполняет расхода, уровень в поплавковой камере все ниже, а смесь беднее. Еще немного – и последует провал: мотор заглохнет, машина клюнет носом…
Конечно, «общение» с мотором – дело интеллектуальное, но и знатоков, на это способных, немало. Нас порадовали ваши письма и в первую очередь ответ Владимира Логвинова. Высказанные им мысли мы коротко здесь изложили. Поздравляем победителя!
ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
ОДНУ МИНУТОЧКУ!
Покупая красавицу «пятнашку», Игорь радовался, как малое дитя. Месяцем позже стал замечать недостатки. Самый досадный – вялый мотор. Жмешь газ в пол, а машина разгоняется медленно, на затяжные подъемы и на четвертой передаче въезжает с одышкой, а о пятой лучше забыть. В сервисе «утешили»: все параметры впрыска в норме, мотор прекрасный, компрессия отличная – катайся! А вялость – это плата за низкую токсичность – дескать, ВАЗ рвется в Европу…
Так бы и ездил Игорек, да нашелся на стоянке добрый человек. Надоумил. Дефект, который так долго не могли найти, был устранен в одну минуту!
Что вы на это скажете?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июня 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:[email protected]. Тел. (095) 207-79-84.
Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.