Итоги первого квартала. ВЕСЕННИЕ СЮРПРИЗЫ
КТО ВВЕРХ, КТО ВНИЗ
На автомобильном рынке Европы (к которой мы себя тоже причисляем) случился форменный застой: объем продаж легковых автомобилей в I квартале 2005 года снизился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го. Падение зафиксировано у большинства мировых производителей – от группы «Фольксваген» (-2,1%) до концерна ФИАТ (-15%). Провалы случились даже у самых именитых «грандов», включая «Тойоту», «Ниссан» и «Хёндэ», и лишь единицы отрапортовали о росте (БМВ, «Хонда», КИА, «Мицубиси»). Информационные агентства принесли неутешительные новости о миллиардных убытках крупнейших автоконцернов. И вот на этом нерадостном фоне – сообщение из России: продажи иномарок снова выросли – почти в два раза!
Между тем «старые» российские производители работали, можно сказать, в европейском ритме: АВТОВАЗ в I квартале сократил производство автомобилей на 4,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а ГАЗ снизил продажи автомобилей на 34,7% (по легковым падение еще больше – 42,8%). Напротив, иностранцы – и те, кто собирает свои модели в России, и те, кто только ввозит, – демонстрируют здесь завидный рост. Первая десятка лидеров изменилась совсем немного, но кое-какие сюрпризы эта весна все же преподнесла.
Первую строчку покинула марка «Шевроле», уступив ее «УзДэу» – нерадостный итог для СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ». Да, удалось увеличить выпуск «нив» и «вив» (по сравнению с I кварталом прошлого года – аж на 33%), но при этом продажи даже несколько упали (в первом квартале 2004-го продали 10 331 вседорожник, а в нынешнем – 10 138). Новогоднее повышение цен, как мы и предвидели, дало о себе знать: примерно 20% выпущенных машин пока не распродано. В результате на заводе принято решение сократить объемы производства!
То, что с 4-го на 1-е место «перескочила» компания «УзДэу» и старушка «Нексия» заняла первую ступень среди моделей – лидеров продаж, весьма примечательно для нынешнего российского рынка. Потенциальных покупателей не отпугивают ни древний дизайн, ни устаревшая конструкция, если это сочетается с надежностью и невысокой ценой. Помимо всего прочего, такое развитие событий – неприятный звонок для АВТОВАЗА: многие покупатели «Нексии» – несостоявшиеся владельцы «десяток».
Еще один весенний сюрприз – на четвертое место по продажам поднялась компания «Мицубиси». Причем показатель в 11 900 автомобилей – лучший для нее на европейском рынке! Разгадка проста – в активе недорогой «Лансер» (третье место среди моделей-лидеров), а импортер – группа «Рольф» ведет активную маркетинговую политику, продвигая марку на российский рынок.
Второй год чрезвычайно высокие темпы роста показывает «Мазда»: с начала года сбыт вырос в 3,5 раза при том, что представительство компании в России только-только открылось. Даже специалисты затрудняются объяснить феномен на нашем рынке: платформа у нее общая с «Фордом», а качество не отличается от других японских компаний. И тем не менее…
Во второй десятке наибольшего роста достигла «Шкода». Последние три года она сдавала позиции, но вот в первом квартале 2005-го продажи «Октавии» и «Фабии» наконец-то пошли вверх, увеличившись аж в 3,3 раза! Возрожденное представительство компании в России за короткий срок навело порядок среди дилеров, сумело оформить возврат в долларовую зону, немного снизить цены – и вот результат.
В ОЖИДАНИИ ПАРИТЕТА
Если говорить о других событиях на российском рынке, то больше стали покупать дорогих машин и вседорожников. Продажи «Ленд-Ровера» выросли на 48%, «Джипа» – на 184%, «ленд крузеры» от «Тойоты» расходятся тысячами. Почти весь рост продаж «Фольксвагена» обеспечил недешевый «Туарег»!
В очередной раз можно констатировать: правят бал на нашем рынке корейские и японские компании, и если кто-то из европейцев или американцев и затесался в первую десятку, так только благодаря российской сборке. Как уже было сказано, за три месяца в России продано 113 тыс. новых иномарок. За этот же период АВТОВАЗ реализовал около 140 тысяч, из чего следует, что паритет между «нашими» и «не нашими» может уже наступить по итогам полугодия!
Высокие темпы роста продаж заставили многих аналитиков пересмотреть прогнозы на полугодие и на год в целом. Заветную цифру в полмиллиона проданных новых иномарок рынок, предположительно, преодолеет уже в ноябре. По итогам года минимум пять компаний («Тойота», «Хёндэ», «Шевроле», «Мицубиси» и «УзДэу») продадут свыше 50 тыс. машин каждая, причем первые три вплотную приблизятся к отметке в 70 тысяч.
Если говорить о первом полугодии, то очевидно, что шесть иностранных производителей продадут свыше 20 тысяч автомобилей (прогноз ЗР – на диаграмме слева). К сожалению, как уже было отмечено, несколько сдает лидирующие позиции продукция СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» под маркой «Шевроле». Продажи корейских автомобилей с этим брендом растут не по дням, а по часам (в первом квартале – свыше 3 тысяч «Авео» и «Лацетти»), а вот в Тольятти решили сбавить обороты – сократить, как сказано выше, выпуск подорожавших вседорожников «Шевроле Нива». Не исключено, что с третьей строчки рейтинга они переместятся еще ниже.
Но, как бы то ни было, иномарки стремительно наступают.
– Каковы ваши прогнозы на этот год, если говорить о продажах автомобилей по стране в целом?
– Бурный рост продаж иномарок в I квартале уже потребовал внести коррективы в предполагаемые объемы продаж в России. Сегодня прогноз таков: будет продано примерно 580 тыс. иностранных автомобилей, 950 тыс. – отечественных марок и чуть больше 200 тыс. подержанных. Увы, но это непреложный факт: доля собственно российских марок будет заметно сокращаться, а с 2006 года, когда начнется наступление китайских и индийских производителей, процесс пойдет особенно быстро. Они представят новое поколение машин, родившееся при помощи европейских и японских компаний. Это – серьезная угроза не только для продукции отечественных автозаводов, но и для продаваемых у нас недорогих иномарок. В 2010 году, как мне представляется, рынок иномарок вообще разделится на три сегмента. Западно-европейские и частично японские компании будут поставлять автомобили премиум-класса, среднюю ценовую нишу займут собранные в России японские и корейские машины, а недорогие авто окажутся родом из… Китая, Индии, Ирана. В большинстве своем их тоже будут собирать в России.
– Готова ли к этому группа «Рольф»? Ведь вы – лидеры продаж на российском рынке иномарок…
– Да, мы готовимся, и основательно. Скажу, что уже увеличили свою долю на рынке иномарок до 21%. Это удалось благодаря ряду причин, но главные из них – уникальная комбинация двух крупных дистрибьюторов («Мицубиси» и «Хёндэ») и создание широкой сети собственных дилерских центров, работающих с шестью марками. Уровень продаж в кредит мы довели до 25%, для чего организовали свою брокерскую компанию. Она работает с пятью–шестью банками и шестью страховыми фирмами. Активно присутствуем в регионах: у «Мицубиси» сегодня 59 дилеров в 43 городах, у «Хёндэ» – 41 в 28 городах. Для большинства конкурентов региональные продажи составляют 25–30%, у нас – 45%. Наша цель – продать в этом году 100 тыс. автомобилей (50 тыс. «Мицубиси», 40 тыс. «Хёндэ», 10 тыс. машин другой марок). Итоги I квартала дают основание надеяться, что задачу выполним.