В легком весе

В ЛЕГКОМ ВЕСЕ

Если автомобиль – символ независимости, то «джипята», пожалуй, – его квинтэссенция: независимости от благоустроенных дорог, домашнего скарба и мнения большинства о непрактичности и несерьезности такого средства передвижения. Так или иначе, компактные вседорожники продолжают завоевывать симпатии, нередко становясь не второй, а первой и единственной машиной в семье. За что же их выбирают?

Помните рекламный слоган про чувство вседозволенности? Оно подсознательно возникает у всякого водителя «джипа». Высоко сижу, далеко гляжу, все остальные – где-то ниже ватерлинии. Однако ловкости компактным вседорожникам не занимать – в любую дырку пролезут не хуже легковушки. Не забудем и про зиму: даже в центре Москвы большой клиренс и полный привод нет-нет да и пригодятся. Что уж говорить о провинции! Конечно, на серьезном бездорожье большинство из них пасует, но не все – например, постоянный полный привод, «раздатка» и вал отбора мощности на «Сузуки-Самурай» позволяют даже со слабеньким моторчиком обставлять в грязи более мощных монстров. Неудивительно, ведь на бездорожье лишний вес – чаще всего помеха.

«Легковесы» заметно дешевле «тяжей»-вседорожников, да и топлива расходуют меньше, поэтому в эксплуатации выгоднее. Но выбирать полноприводники надо особенно тщательно, ведь сложная схема трансмиссии нередко оборачивается дороговизной ремонта, а вседорожное назначение владельцы часто путают с внедорожным, пускаясь в настоящие трофи-рейды. Но о нюансах выбора поговорим позже, а пока определимся с возрастом и ценой. Как правило, сравнительно дешевые, но еще боевые экземпляры попадаются среди четырех-семилеток. Ну а ценовую нишу наметим поближе к нашей «печке» – «Шевроле-Ниве» – от 10 до 15 тыс. долларов.

ПО АСФАЛЬТУ…

Тем, кто в основном ездит по асфальту и лишь изредка – по укатанной грунтовке, стоит присмотреться к урожденным «паркетникам». Самые распространенные – «Honda HR-V» и «Тойота-RAV4».

«Хонду» ценят за потрясающую для такого класса машин управляемость, неплохую динамику, продуманную эргономику, эффектную внешность. Минусов – два: спартанский салон до рестайлинга 2002 года (а только такие HR-V и попадают в выбранную ценовую нишу) и дороговизна обслуживания и запчастей. Впрочем, последние требуются нечасто, зато, например, «убитую» карданную передачу возможно заменить только в сборе.

Везут «хонды» в основном из Европы, но даже в средней полосе все чаще попадаются чистокровные «японки», составляющие около 20% рынка HR-V. Пятидверных моделей на рынке больше, чем трехдверок. Вся прибавка в длине досталась задним пассажирам, багажные отсеки одинаковые. Двигателей два – 105 и 125 л. с., оба 1,6 л. Последний встречается реже, но для динамичной езды хватает и «слабого»: с ним «Хонда» разгоняется до сотни менее чем за 12 с.

Внедорожные качества HR-V скромны. Ограничивают их короткие ходы подвески, передний в обычных условиях привод (задний мост подключается автоматически) и отсутствие понижающей передачи. Этот автомобиль отлично подойдет для городской езды, дальних путешествий, выездов на пикник, но буксовать в грязи или снегу ему противопоказано.

RAV4 того же возраста заметно дороже HR-V – сказывается разница начальных цен. Проходимость «Тойоты» несколько лучше за счет постоянного полного привода с принудительной блокировкой межосевого дифференциала (часть автомобилей комплектовали и межколесным дифференциалом повышенного трения в заднем мосту). К сожалению, «раздатки» здесь тоже нет, поэтому регулярные прогулки по бездорожью очень скоро закончатся в мастерской.

Заметный минус RAV4 – слабая шумоизоляция. Камешки из-под колес барабанят по кузову как град, да и шины на шоссе слышно. В остальном к кузову придраться трудно, разве что посетовать на скромный багажник трехдверки. Как ни странно, именно ее – компактную и с виду несерьезную – предпочитают покупатели (вернее, покупательницы – их большинство среди водителей «равиков»). Двухлитровый бензиновый двигатель «Тойоты» очень надежен. Впрочем, другого и не ищите – дизели официально в Россию не поставляли, почти не ввозили их и из-за рубежа. Цены на ремонт и обслуживание – фактически те же, что и для «Хонды».

Заманчивая альтернатива топ-моделям – полноприводный «Сузуки Игнис». Конечно же, он классом ниже – крохотный багажник, симметрично разрезанная спинка заднего сиденья, нерегулируемая рулевая колонка. Зато и стоит вдвое дешевле «законодателей моды». А кондиционер и две подушки безопасности в базе – серьезный аргумент для ценителей комфорта и безопасности.

«Тяговой проходимостью» «Игнис» похвастать не может: пониженного ряда передач нет, да и задний мост подключается через вискомуфту (в обычных условиях автомобиль переднеприводный). Однако геометрическая проходимость – на уровне: клиренс 18 см при базе 236 см позволяет не бояться сугробов и умеренно глубокой колеи.

…И НАПРЯМИК

Вопреки молве, среди компактных вседорожников немало настоящих «проходимцев». Если асфальту вы предпочитаете просеки, болота и косогоры, присмотритесь к малышам от «Сузуки» – «Самураю» и «Джимни». Прочная рама, неразрезные мосты, «раздатка» с понижающей передачей, вентилятор с вискомуфтой – атрибуты серьезного вседорожника. «Самурай», кроме того, имеет рессорную подвеску, а часть машин – принудительную блокировку заднего межосевого дифференциала и «раздатки» с валом отбора мощности (с двигателем 1,3 л). «Паркетникам» до него ой как далеко! Правда, здесь водителю придется все делать самому: включать и выключать передний мост (ездить по асфальту на полном приводе нельзя – в трансмиссии нет межосевого дифференциала), блокировку заднего дифференциала, муфты подключения передних колес – так называемые «хабы» (при езде по асфальту их можно отключить, чтобы уменьшить износ деталей переднего моста). Но раз уж записались в джиперы, готовьтесь поступиться комфортом: салон предельно аскетичен. Два места сзади – для случайных попутчиков, там просторно разве что подросткам. Многие вообще снимают сиденья, увеличивая багажный отсек – иначе там поместится разве что пара теннисных ракеток. Потом вваривают каркас безопасности… и записываются на трофи.

На рынке «самураев» не так много, придется месяц-другой регулярно просматривать объявления. Предложения самые разные – от карбюраторных авто 80-х годов до редких впрысковых 0,7 л с турбонаддувом. Практически все – с пробегом по России. Чаще всего предлагают литровый мотор. Лучший выбор – бензиновый 1,3 л. Он встречался в трех вариантах – 60, 64 и 80 л.с. Последний требует 95-й бензин, поэтому в России непопулярен. Попадаются экземпляры и с дизельным двигателем 1,9 л. Для вседорожника – «то, что доктор прописал», но покупка и эксплуатация подержанного дизеля в России – лотерея. Среди несомненных достоинств «Сузуки» – замечательная ремонтопригодность и сравнительно низкая стоимость нормочаса. Правда, серьезный ремонт трансмиссии в любом случае дорог – не экономьте на диагностике.

В городе «Самурай» и «Джимни» – как рыба в воде: на умеренных скоростях по разгону, маневренности и тормозной динамике они не уступят среднестатистической легковушке. А вот быстрой езды не любят – шумные, жесткие, на шоссе шарахаются от грузовиков и парусят на ветру. 120 км/ч – предел для водителя, 130 км/ч – для автомобиля. Впрочем, как известно, тише едешь – меньше платишь. Кстати, расход топлива в смешанном цикле у них меньше 8 л/100 км, и не только по паспорту, но и на практике.

Говоря о «джипах», нельзя не вспомнить о «Джипе-Рэнглер» – потомке легендарного «Виллиса». До 1997 года выпускался «Рэнглер» с рессорной подвеской (его можно узнать по прямоугольным фарам и круглым приборам). Современная пружинная подвеска сделала автомобиль комфортабельнее, послушнее рулю, но проходимость – увы! – немного пострадала из-за уменьшения ходов амортизаторов. Впрочем, рама в основе и «раздатка» с пониженной передачей остались.

Купить «Джип» последнего поколения дешевле 15 тыс. долларов практически нереально, да и цена на десятилетние экземпляры не опускается ниже 10 тысяч. Запчасти тоже недешевы, а ждать их приходится долго. «Рэнглер» остается осколком легенды, который покупают не столько по расчету, сколько по любви.

В заключение напомним, что у всех перечисленных автомобилей были и моноприводные версии, поэтому перед покупкой обязательно убедитесь, что вам не подсовывают кота в мешке. Продать его потом будет непросто!

Подпишитесь на «За рулем» в