Обзор систем навигации. СДАЕМ КАРТЫ
Время карты и компаса прошло, давно уже закатилась пора секстантов, буссолей, астролябий и бородатых штурманов. Ныне дело идет к тому, что заблудиться станет вовсе невозможно. С тех пор, как по орбитам полетели спутники системы NAVSTAR, а значение аббревиатуры «Джи-Пи-Эс» (GPS) перестало нуждаться в пояснении, ориентирование на местности без участия интеллекта стало доступно не только американскому солдату, но и вполне гражданским персонам во всем мире. Но знать свои координаты – еще не значит попасть в нужное место. И хотя сигналы со спутников принимаются повсюду, навигационные системы в России пока что не работают.
НАВИГАЦИЯ ИЛИ НИФИГАЦИЯ?
Чтобы раскусить всю прелесть настоящей системы навигации, нужно хоть раз увидеть ее в действии. К примеру, скажем, едет фрау Штольц из Ганновера в Гармиш-Партенкирхен и при этом знает только, что это – курортный городок где-то в Альпах и что у нее там на уик-энд заказана циммер у фрау Мюллер. А какой автобан туда ведет и как найти тот самый пансион фрау Мюллер, и даже то, что Гармиш и Партенкирхен – это два разных городка, она и понятия не имеет, поскольку никогда в жизни там не бывала. И атласа у нее тоже нет. Зато есть монитор, показывающий участок дороги, на котором фрау находится. Красная ниточка вдоль паутины дорог – это маршрут. Не просто, заметим, маршрут, а определенный. Можно кратчайшим путем по автобанам, можно по живописным сельским дорожкам, можно в обход больших городов, чтобы не застрять в пробке… А стрелки подсказывают, в какую сторону фрау движется в данный момент, где ей нужно свернуть вправо-влево и все такое. И настолько точно монитор функционирует, что может довезти фрау до нужного ей пансиона и до ближайшей стоянки с ним рядом… Смотреть на дисплей не обязательно – есть голосовое сопровождение, которое заранее напомнит о предстоящей развязке.
С такой системой фрау может доехать куда угодно – хоть в Венецию, хоть в Амстердам. Даже диски можно не менять – на один DVD теперь вся Европа помещается. Но, как в сказке Шарля Перро, на подходе к границам государства российского карета превращается в тыкву, а навигатор – в «нифигатор». И заказывать для России иномарку с такой опцией не вполне разумно.
Почему? Потому что карт нашей с вами местности пока не существует в природе. То есть карты имеются, но GPS-приемник с картой – это еще не навигатор. Для полноценной системы необходима не просто карта, а полная информация о движении по полосам, дорожной разметке, форме перекрестков, типах дорог и запрещенных маневрах. Навигатор должен объяснять, как и куда ехать, а не отмалчиваться – мол, ищи сам!
Впрочем, возможно, что ситуация все же изменится. Но об этом – чуть позднее.
МЕТОД ДЕДУКЦИИ
Итак, от общего – к частному. Житель Москвы или ближайшего Подмосковья может приобрести себе забавную «игрушку» – автомобильный мультимедийный компьютер «Carman i» типоразмера 2 DIN. Помимо привычного «набора» вроде тюнера и «вседискового» проигрывателя, такой аппарат оснащен русифицированной системой навигации по Москве и области. Подключаете к слоту флэш-карту с программой автомобильной навигации Pocket GPS Pro – и, в общем-то, все: можно ехать.
Еще одно решение задачи непосредственно с автомобилем не связано, но именно оно на сегодня самое демократичное. Карманные компьютеры-«наладонники», работающие под управлением Windows Mobile (в простонародье – «покеты»), хоть и не обладают популярностью мобильных телефонов, но давно перестали быть экзотическими аксессуарами в руках бизнесменов. Вместе с GPS-приемником и программным обеспечением их цена от 500 долларов выглядит более чем аппетитно. Тем более, что сам компьютер, сочетающий в себе отличный органайзер и универсальное мультимедийное устройство, вы получаете как бы «бесплатно». За универсальность придется расплачиваться некоторым неудобством пользования: нужно купить специальный крепеж на «торпедо» и смириться с небольшим и неярко подсвеченным экраном. Кроме того, не стоит забывать устройство в салоне, дабы, вернувшись, не обнаружить разбитое стекло и пропажу любимца.
Мобильные телефоны, едва научившись хранить телефонную книжку, теперь стремительно умнеют. Некоторые из них, получив почетное звание «смартфонов», почти не уступают «наладонникам». Соответственно, навигация им тоже доступна – требуется лишь установить соответствующую программу. Путаться в проводах не надо: GPS-приемник подсоединяют через «блютуз» – это уже стало привычным для многих. В России, правда, полноценной навигации все равно не получится – нужны карты, а их, как уже говорилось, нет.
НИТЬ АРИАДНЫ
Сам по себе GPS-навигатор – мечта грибника. Входишь в незнакомый лес, нажимаешь кнопочку и бредешь куда хочешь. Ищешь грибы, периодически нажимая на ту же кнопочку. А когда захочется обратно, достаешь прибор и смотришь, какую хитрую кривую ты протоптал по чащобе. Заодно прикидываешь, как пойдешь обратно: можно тупо повторить собственный маршрут или «срезать» напрямую, рискуя попасть в болото или на саперный полигон – как повезет.
Такой навигатор будет работать где угодно – хоть в Сибири, хоть в Тихом океане. Более того, в «продвинутые» модели ценой выше 300 долларов можно подгрузить электронную карту местности – вышеупомянутая хитрая кривая наложится на конкретные шоссе, здания и железные дороги. Но в условиях реального города все это – лишь эффектная электронная замена обычной бумажной карте. Прокладывать маршрут, а уж тем более подсказывать, через сколько метров нужно взять правее, такая система не умеет. Пока.
НЕ ДЖИ-ПИ-ЭСОМ ЕДИНЫМ!
Что вы заладили – GPS, GPS! Чтобы знать свое месторасположение, американские спутники… не нужны! Операторы сотовой связи предлагают такую услугу, как «мобильное позиционирование». Если есть с собой мобильный телефон, то вычислить ваше или чужое расположение с точностью до нескольких десятков метров нетрудно. Это на порядок хуже, чем с GPS, но вполне сойдет… Просто отправляете SMS (эс-эм-эску) и получаете сведения, например, что ваш оболтус вместо школы просаживает карманные деньги в компьютерном клубе через дорогу, а жена почему-то совсем не в парикмахерской… Точность, конечно, не снайперская, но сделать оргвыводы очень даже позволяет. Гигабайт памяти для карты не нужен – оператор загрузит вам только маленький кусочек с нужной частью города.
За рубежом есть и более продвинутые сервисы – сами операторы мобильной связи предлагают «пошаговую» навигацию на любом мало-мальски современном «мобильнике». Выберите пункт назначения, транспортное средство (машина, пешком, на велосипеде), и по мере вашего движения на экране будут появляться советы, как добраться в интересующее место.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?
Один из крупнейших в мире производителей карт для автомобильных навигаторов, компания «Теле Атлас», добрался и до нашего рынка. Уже представлена карта Москвы, к концу года обещают Санкт-Петербурга. Российский партнер «Теле Атласа» – компания «Навигационные карты» получила все необходимые разрешения и работает совместно с «Роскартографией». Конечно, пользователям придется платить за карты, но хочется надеяться, что результаты будут того стоить. Главное, что встроенные GPS-навигаторы больше не будут мертвым грузом в автомобиле. Кто знает, может, фрау Штольц заедет и к нам?
Михаил Колодочкин, Анатолий Фомин