Готовимся к техосмотру. ПИКИ-КОЗЫРИ

Готовимся к техосмотру. ПИКИ-КОЗЫРИ

НЕ ПРИКЛАДАЯ РУК. Никакого, извиняюсь за выражение, волюнтаризма в этом деле нет. А есть государственный стандарт РФ*, где четко указано, где, что, чем и как надо проконтролировать. Правда, сочиняли его в лучших отечественных традициях. С одной стороны, он, безусловно, строг, с другой – почти в каждом разделе есть «дышло», позволяющее толковать требования «по обстоятельствам». Взять хотя бы проверку авто на шипованной резине. Прямого запрета в стандарте нет – на техосмотр можно приезжать в сезонной обувке. Но… «при проверке должна соблюдаться инструкция по эксплуатации стенда»! А там чаще всего категорическое требование: никаких шипов! – ведь обычные ролики из-за них моментально изнашиваются. (Существуют, разумеется, исключения, но они весьма дороги.) Так что если на ПИКе вас отправят переобуться (или выковырять шипы), не лезьте на рожон – все по закону.

Документ – руководство не только для проверяющих. Это еще и инструкция для исполнителя, готовящего автомобиль к экзамену в ГИБДД. Нынче многие передоверяют это дело автосервису. Но, увы, с нашими профи не забалуешь – присматривать надо.

Начинать надо, разумеется, с водных процедур. Особо стоит позаботиться о читаемости идентификационных номеров. Убедитесь лично – заодно узнаете, где они находятся.

Следующий этап – проверка токсичности. Лояльнее всего стандарт относится к «древностям» – машинам до 1986 года выпуска. Их тестируют лишь в режиме холостого хода и только на содержание СО (до 4,5%). Более современную технику без нейтрализатора или с нейтрализатором без обратной связи (т. н. двухкомпонентная система) проверяют на двух режимах – оборотах холостого хода и повышенных, фиксируя СО и СН. Если нейтрализатор трехкомпонентный (с обратной связью, снабженный датчиком кислорода), контроль еще сложнее. Нужен газоанализатор, способный измерить СО, СН, СО2, О2 и на основе полученных данных рассчитать l – коэффициент избытка воздуха. Последний определяют лишь на повышенных оборотах, а СО и СН – еще и на холостых. По окончании проверки (и если потребуется, регулировки) не забудьте взять распечатку. Ведь токсичность без цифр – дым из трубы. К трубе, кстати, свои требования – выпускной тракт должен быть комплектным и герметичным.

Столь же мудрены способы проверки тормозов. Основных методов два – стендовый и дорожный. Последний ближе к реальности, но трудоемок. К тому же для замеров нужен изрядный кусок «ровной горизонтальной сухой и чистой дороги с цементно- или асфальтобетонным покрытием». В тесноте мегаполисов – роскошь непозволительная.

Роликовый стенд куда компактнее, прост в пользовании, а результат нагляден. Стоит наехать на ролики одной из осей и затормозить, как на табло высветятся нужные цифры. Правда, верить им можно лишь при соблюдении ряда условий. Так, тормозные механизмы должны быть «холодными» (температура поверхности трения диска или барабана – менее 100°С), а покрышки – чистыми и сухими. На переднем сиденье испытуемого авто должны (!) находиться водитель и пассажир. И еще одна тонкость – не всякий роликовый стенд пригоден для контроля машин с антиблокировочной системой (АBS). Убедитесь, что необходимая опция присутствует.

Лучше всего, если стенд на «вашем» сервисе аналогичен ПИКовому – при техосмотре их показания в идеале должны совпасть. Впрочем, стенд – не панацея, при подготовке вполне можно обойтись без него. В скромно оборудованных мастерских вся подготовка сводится к тщательной очистке тормозных механизмов, проверке их работоспособности и оценке состояния трущихся пар. Если мастер подошел к делу добросовестно, успешная сдача экзамена гарантирована.

О регулировке света фар мы недавно писали (ЗР, 2005, № 2). Повторим вкратце – в России законодательно принят «Европейский луч», так что ни американская, ни тем более «праворукая» японская версии шансов пройти ПИК не имеют. Ламп (в том числе голубых!) продают великое множество – ГОСТу соответствует едва ли половина. Чтобы не попасть впросак, при замене загляните в «святцы» – ПДД и рекомендации завода-изготовителя.

Остальное проще. Суммарный люфт рулевого управления оценивают по свободному ходу рулевого колеса, а прочие зазоры – органолептическим методом (по стуку). Число двойных ходов «дворников» по мокрому стеклу на максимальной скорости должно составлять не менее 35 и т. д. Полный перечень найдете в приложении к Правилам.

Получив в сервисе список выполненных работ, можете безбоязненно ехать на техосмотр. По идее, мнения гражданских из автосервиса и служивых из ГИБДД об исправности вашей машины должны совпасть. А на самом деле?

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Мастерских, готовых принять в свое лоно наш VAZ 21043, оказалось великое множество. Правда, предлагаемую схему сотрудничества «слесарь наш – идеи ваши» мы отвергли. Хотелось другого – заплатив деньги, получить автомобиль полностью подготовленным к инструментальному контролю. Мир не без добрых людей – искомую услугу рекламировал один из дилерских центров ВАЗа, оценив ее в 943 рубля 49 копеек.

Снаружи все выглядело по-европейски: парковка для клиентов, чистый пол, мягкие диваны, туалет и бар. Но возникшее было чувство провинциальной неловкости улетучилось, едва стало ясно – заправляют тут соотечественники! Кто ж еще мог, оформив заказ и изъяв (до оплаты) документы, предложить клиенту проехать в цех по дороге общего пользования! Странно, что гибэдэдэшники не организовали там постоянный пост: план по изъятию штрафов у «безбилетных» водителей был бы давно перевыполнен.

Подготовку к ТО сервисмены начали с помывки. Правда, мыли не очень тщательно и лишь снаружи. Под капот обладатели шланга и болотных сапог даже не глянули.

С мойки сразу на стенд. Удобно устроившись (в одиночку!) за рулем, слесарь, глядя на монитор, с пульта дистанционного управления «перелистал» тест-программу. Кое-что в ней не из той оперы, но из песни слова не выкинешь – заплатить пришлось за все.

Задний мост испытания не выдержал. То ли потому, что колеса мокрые, то ли правый ролик со следами кустарной наплавки подкачал – неизвестно. Но на комплект новых барабанов с колодками мы «попали». Процесс замены занял каких-нибудь три (!) часа, а затем слесарь приступил к «приработке поверхностей». С этой целью он принялся азартно гонять на машине по мастерской, завершая разгоны эффектными торможениями «в пол». Тормозам явно лучше не стало, как, впрочем, и недешевым покрышкам, которые услужливый… спец старательно «притер» к полу.

Повторный визит на стенд показал – тормозная система в полном порядке. Значительный вклад внесли высохший к тому времени протектор – тормозная сила на передних (не подвергавшихся ремонтным воздействиям) колесах выросла аж на 300 ньютонов! Биение каждого из задних колес снизилось на 5% – правда, суммарное почему-то выросло на ту же величину! Мастер был краток: «В целом все хорошо, а притрется – будет еще лучше!» «Лучше» все-таки придерживаться стандарта – глядишь, обошлись бы без запасных частей.

Фары отрегулировали традиционным способом – посредством прибора, но на глазок. Примерно так же сделали газоанализ, проглядев внушительную дыру в глушителе. Органолептический финал безбожно скомкали – проверка свелась к пинанию колес и качанию рулем. Итог – 3369 руб., включая стоимость внеплановых работ и запчастей и месячную гарантию. Интересно, как оценят старания мастеровых их коллеги на техосмотре?

ВУЛКАН УДАЧИ

Путь на ПИК оказался тернист, словно восхождение к горной вершине. Деньги за услугу концессионеры приняли охотно, а вот осмотреть машину напрочь отказались – месяц не тот. Судя по отметке в прошлогоднем талоне, нас ждали в декабре, а мы заявились в апреле. Пришлось ехать к милицейскому начальству за разрешением. Заявление секретарь не принял, посоветовав выбросить пресловутый талон. Это, оказывается, единственный источник информации – компьютерный учет в масштабе ГИБДД пока не налажен.

На следующий день вновь не повезло – облюбованный нами ПИК «завис» из-за сбоя компьютера. Малодушный напарник предложил зайти с черного хода: сосед, мол, затратил на все пятнадцать минут и две тысячи. Увы, заманчивое предложение отвергли – служба! Лишь с третьей попытки удалось наконец попасть на линию диагностики. Сразу выяснилось, что эксперт автослесарю друг, товарищ и брат. Все те же вольные упражнения на стенде и свободное трактование ГОСТа. Мнения в итоге тоже совпали – годен с первого предъявления! Повезло – в этой лотерее мы сорвали джек-пот! Теперь все позади – и талон в кармане, и формальности соблюдены. Беспокоит пустяк: а исправен ли автомобиль на самом деле?

Подпишитесь на «За рулем» в