Ступенька к профи
В нашем поле зрения оказались три представителя семейства «картинговых», и мы задействовали их в тесте: машины классов «Мировая формула», «Ракет-120» и «Ротакс Макс».
КТО, ГДЕ, НА ЧЕМ
Выбор, разумеется, не случаен. Во-первых, все три представляют «взрослые» классы, приглашающие юношей и «мужчин в расцвете сил». Для одних они могут стать первой ступенькой в профессиональный спорт, для других – хорошей гоночной тусовкой. Во-вторых, все эти машины «бескоробочные» и пилоту не требуется переключать передачи. В его распоряжении только рулевое колесо, педаль газа под правой ногой и тормоза под левой. Забегая вперед, отметим – минимум органов управления вовсе не значит, что пилотировать карт просто. В-третьих, представленное «трио» более или менее доступно по цене (все, что связано с финансами, конструктивными особенностями, результатами тестирования, приведено в «визитных карточках»).
Знакомство с картами проходило на подмосковной трассе «Маяк» – самом современном у нас сегодня профессиональном картодроме, прежде всего, с позиций безопасности. Но и сама трасса интересна: 1200 метров хорошего асфальта со сложными поворотами и перепадами высот.
Оценку картов мы доверили трем тест-пилотам: мастеру спорта Виктору Шайтару, призеру чемпионата страны и неоднократному победителю чемпионата Москвы в классе «Интерконтиненталь А» и двум любителям в возрасте 27 и 14 лет – тем, кто как раз и собирается сделать шаг в автоспорт с помощью тестируемых чудо-тележек.
«МИРОВАЯ ФОРМУЛА»
Изюминка класса в том, что он арендный. Приобретать карт не нужно: пилот приезжает, платит деньги и получает на весь уик-энд машину с обслуживанием (ЗР, 2005, № 4). Мнения опытного гонщика и любителей о «Мировой формуле» схожи – это самый дружелюбный карт из всей тройки. Удобный и простой в пилотировании, цепко держит дорогу, прощает мелкие ошибки, адекватно реагирует на подачу газа. Любители отметили, что к нему сразу привыкаешь, даже если не имел до этого общения с гоночной техникой. Так что если у вас за плечами только прокат, «Мировая формула» – лучший вариант. Виктор Шайтар подчеркнул, что, несмотря на простоту управления и четырехтактный двигатель, машина по-настоящему спортивна и по сравнению с техникой проката – большой шаг вперед. Мало того, «Мировая формула» и в плане затрат куда более привлекательна, чем, скажем, «Ракет-120».
На незнакомой трассе (все пилоты ездили здесь впервые) Виктор Шайтар моментально адаптировался к дорожке, и опыт его был виден уже по очень четкой траектории прохождения каждого поворота. Любители к дорожке и машине привыкли тоже достаточно быстро, но в четкости траекторий уступали – дружелюбная «Мировая формула» позволяет пилотам некоторые вольности.
«РАКЕТ-120»
В этом классе определяющее – двигатель. В отличие от «Мировой формулы», где у всех картов одинаковые рамы и моторы, в «Ракет» используют разные шасси. В нашем тесте у карта была новая итальянская рама «Бирел», быть может, не самая дорогая и сложная, но одна из самых лучших для класса. Оба любителя отметили хорошую управляемость машины, цепкие тормоза. Виктор Шайтар, в свое время призер чемпионата Москвы в этом классе, посчитал, что нет смысла обсуждать отличия «Ракет-120» от «Мировой формулы»: машины очень близки во всем, кроме цены.
Интересно было смотреть на любителей и со стороны. Оба они выстраивали траекторию четче, чем на «Мировой формуле». Похоже, хорошо отлаженное породистое шасси помогало начинающим ехать правильно.
«РОТАКС МАКС»
По статусу он на ступень выше остальных участников теста. Итальянская рама CRG, двигатель с водяным охлаждением мощностью почти тридцать лошадиных сил, развивающий свыше 11 тысяч оборотов в минуту. В общем, очень быстрый и мощный карт для тех, кто жаждет много ездить и при этом не крутить гайки. Гарантированный ресурс мотора «Ротакс Макс FR 125» – 50 моточасов.
Возникли даже опасения: справятся ли любители со столь серьезной техникой? Справились, хотя без вылетов с трассы поначалу не обошлось. Впечатления их совпадают слово в слово – «безумно быстрый». Примем к сведению. Пилотирование карта без серьезной гоночной подготовки может быть опасным и для водителя, и для окружающих. В то же время любители отметили предсказуемое поведение карта в управляемом заносе, хорошую разгонную динамику, пуск и остановку двигателя кнопками под рулем. Главная же трудность – избыток мощности – «Ротакс» может взбрыкнуть и показать свой взрывной характер.
Опытный Виктор Шайтар за рулем «Ротакса» чувствовал себя как рыба в воде. Заключение профессионала: у международного класса «Интерконтиненталь А», в котором разыгрывают чемпионат мира, появилась достойная альтернатива. Особенно если вы еще не претендент на мировую корону и участвуете в состязаниях за свои деньги. «Ротакс-Макс» почти не уступает «Интер-А», но стоит существенно дешевле. Одно только: машина не очень подходит начинающим – прежде чем оседлать «Ротакс», лучше провести полноценный сезон в одном из младших классов. Например, в том же «Ракет-120», «Мировой формуле» или молодежном «Ротакс Макс Юниор», где мощность двигателя не превышает 20 л.с.
Гоночная техника специфична, и задача теста была не в том, чтобы определить лучшего, важнее было понять, какой карт подходит тому или иному из участников. А может быть, полученная информация поможет и вам соизмерить свои желания с возможностями.