Пионерская зорька

ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА

Темы на заседании рассматривались самые что ни на есть серьезные, но некоторым из тех, кого принято называть у нас рядовыми автолюбителями, они показались маловажными. Может и потому, что незадолго до этого кто-то пустил слух: правительство собирается, чтобы запретить «правый» руль! В результате на улицы российских городов вышли (и выехали) тысячи людей, протестующих против такой меры. Кстати, в повестке дня заседания правительства вопрос об этом даже не стоял. Обсуждалось совсем другое.

КТО ЕСТЬ РОССИЯНИН?

Автомобилистам у нас, оказывается, здорово повезло: концепция развития автопрома была принята в стране еще три года назад и стала первой отраслевой программой. У авиационной промышленности, к примеру, такой нет до сих пор. Правда, непонятно, радоваться этому или нет: за прошедшие три года только то и сделали, что резко подняли таможенные пошлины на подержанные иномарки. Впрочем, нет. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко еще отметил, что за это время «проведена реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет предприятий отрасли» и «проведены необходимые подготовительные работы по переходу на европейские технические и экологические нормы». Конечно, все это важно, но, кажется, к реальным событиям, что происходили в жизни страны, концепция имела разве что отдаленное отношение. Запустили, скажем, конвейеры на своих заводах «Форд», «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и другие сборочные предприятия, только даже на их открытие чиновники из правительства не пожаловали – времени не нашли!

Но это, будем считать, в прошлом: все грехи – на совести предыдущих министров. Нынешний же Минпромэнерго вкупе с Минэкономразвития, несмотря на сопротивление отечественного автолобби, «продавили»-таки постановление о снижении пошлин на автокомпоненты. А еще на заседании В. Христенко озвучил совсем уж революционное решение.

– Что, по-вашему, есть отечественное автомобилестроение? – спросили его.

– Считаю, что автомобильное производство на территории России является российским автопромом, – четко ответил он, тем самым дав понять, что министерство не делит отрасль на «наших» и «не наших», и впредь правила игры едины, что для «Рено», что для ГАЗа. Что ж, и это для нас – уже шаг вперед…

ЭКОЛОГИЯ ПРОТИВ НАСЕЛЕНИЯ

Сколько писано и говорено о необходимости перехода нашего автопрома на современные экологические нормы! Обязательность такого шага прописана и в правительственных постановлениях, но воз, как говорится… На состоявшемся заседании определен новый срок введения норм Евро II: с 1 января 2006 года. А это значит, что примерно половина всех производимых на наших «старых» автопроизводствах легковушек (470 тыс. из 960; все заднеприводные модели плюс «Ока») или должны будут качественно измениться, или благородно оставить конвейер.

– Для потребителей введение новых норм автоматически повлечет за собой подорожание автомобилей, – говорит Андрей Дейнеко, директор департамента промышленности Минпромэнерго. – Например, «классика» дорожает в среднем на 450 долл. – это много, но все-таки «четверку» брать еще будут. А вот «Ока» (плюс 355 долл.) и «Ода» (плюс 450) уже становятся для них неинтересными. Сами заводы, по их уверениям, могут достаточно быстро перестроиться, но примет ли их продукцию рынок?

И тут же встает другой вопрос: а что делать с тринадцатью миллионами машин (в лучшем случае «десятилетками»), которые бегают по нашим дорогам? О каких экологических нормах в отношении их можно вообще вести речь?

– Основной упор в мерах по обновлению парка должен быть сделан не на запрет старых автомобилей, а на создание стимулов к их выбытию, – считает министр. – В результате должно стать экономически неэффективно использовать старый автомобиль! Это можно сделать, например, через повышающие коэффициенты при расчете транспортного налога или страховых тарифов по ОСАГО для автомобилей старше 10 лет…

Уже ни для кого не секрет, что в правительстве обсуждают возможность введения «запретительных» таможенных пошлин на легковушки старше 5 лет. Однако такое решение если и будет принято, то не раньше осени.

В любом случае хорошо, что хоть как-то обозначается осмысленная политика в развитии автопрома, определяются примерные сроки введения в действие тех или иных документов. В 2006 году, например, будет принят регламент по безопасности транспортных средств с требованиями к безопасности ТС при их выпуске, внесении изменений в конструкцию, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, а также утилизации. А еще о требованиях к топливу. Это, конечно, не железная логика китайских экономических законов, прописанных на пленумах ЦК, но и не «размазня» необязательных решений, что принимались в прежние годы.

У автопрома (теперь единого, российского) появился еще один шанс. Кто им сможет воспользоваться разумно, а кто снова будет выторговывать преференции? Посмотрим. Но по прогнозам министерства, через пять лет на российском рынке будут продавать 2,6–2,8 млн. легковых автомобилей. Из них 400–500 тыс. ввезут из-за границы, а по 1–1,1 млн. сделают и наши «старые» автозаводы, и новые сборочные предприятия. Что ж, не такая плохая перспектива!

Подпишитесь на «За рулем» в