Инструкция для гаишника
Вопрос о поведении сотрудников
ГАИ на дороге так сильно взволновал общественность, что ГЗР решила более детально изучить содержание вступившего в силу документа. Официально он называется так: «Административный регламент исполнения госфункции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Разрешите обратиться!
В регламенте действительно по пунктам расписано, как должно проходить общение между инспектором и водителем. Помимо того, о чем говорили все журналисты (инспектор и правда теперь не должен отдавать честь участнику дорожного движения – с жезлом в руке выполнить это приветствие трудно), решен вопрос о том, выходить из машины или нет, когда тебя останавливает инспектор. Просто так дергаться не стоит, вас не будут отрывать от сиденья, а по делу могут и попросить: чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или когда ваше поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Но можете попросить и вы. Например, обратиться за справочной информацией. По регламенту с вами на высокие темы болтать не будут: сотрудник даст разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств.
Скрытая угроза
Говорится в регламенте и о засаде на дороге, она обозначена здесь как «скрытый контроль». В регламенте прописано, что контролировать движение могут только патрульные автомобили ГАИ (со специальными опознавательными знаками). Но тут же следует оговорка: «К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля – без специальной окраски». Однако если раньше сотрудники ГАИ могли останавливать проезжающие машины, будучи в непонятно каком авто, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской либо сотрудником в форменной одежде. К тому же, обращаем ваше внимание, если автомобиль без спецокраски, то инспектор должен быть в полной форме! Либо работать в паре с нормально раскрашенным автомобилем. Чтобы не нарваться на неприятности, нужно быть внимательным к таким «мелочам», особенно ночью. В документе впервые четко обозначена разница между осмотром и досмотром. И дело здесь не только в различиях приставок. Осмотр – это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза и сверка номеров с документами. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется. Но если человек отказался от осмотра, ему уже грозит досмотр – с оформлением протокола и в присутствии двух понятых. В любом случае сотрудник ГИБДД не может останавливать машину там, где стоянка запрещена. А если такое происходит, то на патрульном автомобиле должны быть включены спецсигналы.
Трансфер включен
В регламенте однозначно прописано,каким образом проводится выявление нетрезвых водителей, в том числе, заметим, обладающих высоким иммунитетом. Но об этом ГЗР уже рассказывала подробно. Примечательно только, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине. Кто и как это будет делать – пока вопрос. Между прочим, если машину задержали где-то на трассе, то инспектор также обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта. И самое главное, что в документе четко прописано право водителя снимать на видео место аварии и процедуру оформления нарушения. За исключением тех случаев, когда в поле зрения камеры может попасть секретный объект. Теперь никто не сможет потребовать убрать камеру, если для этого нет веских причин. Кстати, снимать происходящее может и сам автоинспектор.
Административный регламент вступил в силу вместе с Наставлениями по организации деятельности дорожно-патрульной службы. Второй документ носит гриф «Для служебного пользования», и, очевидно, это своего рода внутренний распорядок сотрудников ГАИ, водителям он ни к чему. Между тем текст, все 272 пункта Административного регламента, должен иметься в наличии в дежурных частях, на стационарных постах дорожно-патрульной службы для ознакомления с ним, при соответствующих обращениях любого из участников дорожного движения.