Авторынок: Недорогое удовольствие
ВСЕ НА РАСПРОДАЖУ!
Спад огромный: за семь месяцев 2009-го по сравнению с тем же периодом прошлого года новых автомобилей и легких фургонов в России продали меньше почти на 882 тыс. единиц. Расширенная правительством программа льготного кредитования и намерение ввести премии за утилизацию старых автомобилей должны бы повысить покупательскую активность. Но этого, единогласно утверждают эксперты рынка, явно мало. Автопроизводители и дилеры эту недостаточность чувствуют на своей шкуре – и им не остается ничего другого, как влиять на ситуацию собственными мерами. Самая простая – снижать цены и обещать подарки. Так поступают многие. К примеру, 15-процентную скидку предоставляют на «ленд-роверы». «Дефендер» в среднем обойдется дешевле на 200–220 тыс. рублей, «Фрилендер-2» – на 140–205 тыс., «Дискавери-3» – на 190–240 тыс. Дилеры «Вольво» «сороковку» в исполнении Optima, с 1,8-литровым двигателем и механической коробкой предлагают за 700 тыс. рублей (без сотни). Уценка – 33%! Прайсы изменили и на другие модели. И это на авто текущего года выпуска, тогда как у некоторых еще не распроданы прошлогодние запасы! Таким и вовсе деваться некуда: «Ниссан Х-Трейл» 2008 года можно купить за 866,5 тыс., то есть скидка (реклама не врет) достигает 300 тыс. рублей!
Ублажать покупателя бросились премиум-бренды, которые до недавнего времени не желали умерить финансовый аппетит. «Мерседес-Бенц» предлагает специальные цены на машины так называемой особой серии: С 180 стоит 1 млн. 222 тыс. рублей, С 200 – 1 млн. 370 тыс., кроссовер GLK 280 – 1 млн. 822 тыс. и т. д. Причем автомобиль с определенным набором опций обходится куда дешевле, нежели установка этих благ в отдельности.
И БМВ туда же. Машины в фиксированных комплектациях идут по специальным ценам: 116i Limited Edition – за 788,4 тыс. рублей, 318i Special Edition – за 1 млн. 111,1 тыс., X3 20i Limited Edition – за 1 млн. 366,7 тыс., а X3 20d (дизель) Limited Edition – за 1 млн. 444,4 тыс. Экономия – от 23 до 282 тыс. рублей. О внушительных скидках объявили и представители «Ягуара». Как вам понравится скидка на новый XF 2009 модельного года в 470 тыс. рублей по сравнению с ценой такого же автомобиля 2010-го?
Повернулись в сторону клиента и отечественные производители. АВТОВАЗ нынче просит за прошлогоднюю продукцию на 20–40 тыс. рублей меньше, нежели за машины 2009 года рождения. Кроме того, большинство продавцов разработали собственные программы кредитования и субсидирования.
ЧТО У НАС СТАРЕНЬКОГО?
Трудности пробуждают в людях сверхъестественные способности. Не иначе как экстрасенсорика натолкнула маркетологов «Шкоды» на мысль оставить в производстве «Октавию-Тур» – модель предыдущего поколения. И сейчас она неплохо продается! Почему же не купить, если машину оснащают фиксированным пакетом дополнительного оборудования стоимостью от 36 270 до 42 540 рублей. Пример с «Октавией» воспринимается уже как свидетельство тенденции на фоне другого факта: возобновлены продажи популярного еще недавно «Мицубиси-Лансер» девятого поколения. Он идет всего в одной комплектации – Invite, с 1,6-литровым двигателем и двумя разновидностями коробки передач. С механикой автомобиль обойдется в 499 тыс. рублей, с АКП – на 30 тыс. дороже. Весьма выгодно, особенно если сравнить с ценниками конкурентов.
ТЕКСТИЛЬ НЫНЧЕ В ХОДУ
Еще один способ снизить конечную стоимость продукта – сократить расходы на производство за счет ликвидации, скажем так, потребительских свойств непервостепенной значимости. Наименее радикальный вариант принял УАЗ – заменил цельнометаллическую крышу «Хантера» матерчатой. На цене это отразилось несильно (нынче за наш вседорожник просят 350 тыс. рублей) и сделано было в первую очередь для того, чтобы автомобиль попал в минпромторговский список льготного кредитования еще в первой редакции. После того как ценовой порог «путинского» кредита повысили до 600 тыс. рублей, надобность в упрощении отпала. Однако тентованные «охотники» успели обрести поклонников – их оставили в производственной гамме.
Живой ум хватает идеи, что носятся в воздухе: вот и узбекская «Нексия» пошла в продажу с неокрашенными бамперами, без запасного колеса, домкрата, магнитолы с динамиками – и цена на машину упала до 229 тыс. рублей (против 257 тыс. за полнокомплектную). С «Матизом» та же история. За «голый» автомобиль просят 179 тыс. рублей (вместо 199 тыс.).
На российский рынок вошел «ЗАЗ-Шанс», за незначительными отличиями это клон «Шевроле-Ланос». Благодаря замене импортного двигателя менее мощным, но украинского производства цену удалось опустить до отметки 189 тыс. рублей (подробнее об автомобиле читайте в этом номере). Дешевле – только даром!
Подвижки и в секторе коммерческого транспорта, а в нем экономить сам бог велел. Начали продавать долгожданную «Газель-Эконом». От стандартной модификации ее отличают дефорсированный двигатель (экономия на налоге!), лаконичный экстерьер, более дешевые материалы в интерьере, водительское сиденье попроще (подробности о машине из Нижнего Новгорода – в разделе «Грузовики»). Благодаря экономмодернизации стоимость грузовичка упала до 264 тыс. рублей. Вот только количество выпускаемых автомобилей ограничено, к тому же право на такую «Газель» есть лишь у покупателейучастников социальных программ.
ПАДЕНИЕ ЗАМЕДЛИЛОСЬ, НО...
Отражение последствий кризиса и связанного с ним падения покупательской способности: средняя цена автомобиля на российском рынке в первом полугодии упала на 19,2%, возросли продажи в ценовом диапазоне от 6 до 10 тыс. долларов – такие цифры приводят аналитики агентства «Автостат». Если по итогам прошлого года на сегмент недорогих машин приходилось лишь 12,6% рынка, то сейчас показатель подскочил до 30% – в основном за счет продукции Волжского автозавода.
Статистика второго полугодия, надо ожидать, чуть добавит оптимизма, ведь наступил пик сезона скидок, а вскоре автосалоны развернут и новогодние распродажи с еще более заманчивыми предложениями. Ведь продать в новом, 2010 году автомобили 2008 года выпуска будет совсем не просто, а значит, избавляться от них нужно если не любой, то самой низкой ценой. Кто-то уповает на оживление торговли по окончании сезона отпусков. Но если трезво, отпускники возвращаются с югов хотя и загоревшими, но отнюдь не разбогатевшими. У дилеров есть единственное средство добиться любви и расположения – уступать.