Delahaye 135M Competition Court. Отчаянный
Тем, кто не знает французского, сложно правильно прочесть название этого автомобиля. Но, оказывается, это просто и красиво - «Делаэ». Фирма с таким названием существовала во Франции, городах Туре и самом Париже. История компании оказалась не такой короткой, как у многих прочих - она существовала с 1894 по 1954 год. По традиции ее назвали в честь основателя.
Эмиль Делаэ служил главным инженером в фирме по производству железнодорожного оборудования. В 1890 году он основал небольшую механическую мастерскую, в которой, особо не торопясь, начал собирать простые экипажи собственной конструкции с одно- или двухцилиндровыми моторами и ременной передачей. Дело шло хорошо, и через восемь лет Делаэ организовал второе производство - уже в Париже. Здесь фирму начали преследовать неудачи, и основатель покинул ее, оставив в наследство компаньонам мосье Демарэ и Морану свое имя. Однако предприятие продолжало чахнуть, пока в 1906 году не появился новый генеральный директор германского происхождения Шарль Вайфенбах, «Моншер Шарль», взявший все дела в свои крепкие руки. С ним Delahaye воскресла.
Много лет компания создавала модели, о которых говорили с восторгом. Но самым триумфальным годом стал 1935-й, когда Delahaye поглотила конкурирующую фирму с похожим названием - Delage (Делаж). В том же году публику порадовали наиболее удачными автомобилями серии «135» с 6-цилиндровыми моторами объемом 3,2 и 3,6 литра, в том числе и прославившимся спортивным родстером Coupe des Alpes. Герой нашего рассказа относится как раз к этой же серии.
Если попытаться по-современному классифицировать Delahaye 135M Competition Court, автомобиль окажется между «формулой» и картом, ближе к последнему. С первого взгляда машинка может показаться нелепой и даже смешной: настолько она мала, настолько по-детски умильно выглядит ее голубой кузов. Уверяю: ее можно катать руками не упираясь - как тяжелый мотоцикл. И если рядом поставить современный спорткар, какой-нибудь раллийный Evo, он будет смотреться на фоне Delahaye громадиной.
Однако это самый настоящий спортивный автомобиль. Его вид обманчив. Он стал прародителем для целой серии спорткаров с обтекаемыми кузовами, пра-пра-дедушкой совеременных «формул». А в 1935 году, когда компания сделала этот экземпляр, модель 135 называли самым перспективным французским гоночным автомобилем.
Все еще смешно? Продолжим разоблачение. В этот автомобиль, вес которого сравним с мотоциклом, инженеры поставили 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель объемом 3580 см3. Немало! И мощность - 115 л.с. Напомню - речь о машине середины 30-х... Максимальная скорость 135M превышала 160 км/ч. Осмотр ходовой части вызывает внутреннюю дрожь. Тормоза всех колес - барабанные. Передняя подвеска независимая, на поперечной рессоре! Сзади - мост на полуэллиптических рессорах. Может быть, по меркам начала прошлого века подвеска была замечательной, но любой современный автомобиль, даже самый примитивный, явно устойчивее. Да и шины - узенькие, не удерживали машину от боковых уводов. Если учесть еще, что устроители первых ралли предпочитали трассы со смешанным покрытием, сложным рельефом и множеством крутых виражей... Да уж, водитель этой «лодочки» испытывал по-настоящему острые ощущения.
Одним из таких смельчаков был Рене Дрейфус, прославленный автогонщик того времени. Ему и принадлежал этот автомобиль, о чем говорит табличка в кокпите. Именно на этом Delahaye пилот взял третье место на 24-часовой гонке в Ле-Мане и одержал множество других побед.
Дрейфус вообще был замечательной фигурой в автоспорте своего времени - Delahaye пришлось переманивать его из Buggati. Итальянцы не желали отпускать талантливого гонщика, обладателя «Большого приза Монако» и «Гран-При Бельгии» 1933 года, занявшего третье место в «Гран-При Швейцарии» 1934 года. Но Дрейфус рискнул и не прогадал. Этот человек был действительно отчаянным.
Вероятно, именно непоседливость, авантюрность характера заставила Рене продать Delahaye 135M Competition Court в Аргентину. Случилось это в 1939 году. Там он переждал войну, участвуя в гонках, устанавливая местные рекорды, получая титулы и призы. В 1954 году легендарное авто купил чудаковатый американец, собиравшем редкие машины со всего света, чтобы держать их запертыми в ангаре, подальше от чужих глаз. Но он умер, и коллекцию распродали.
В 2001 году Delahaye 135M Competition Court приобрел и привез в Россию клуб Кабриолетов и Родстеров - и мы теперь можем любоваться машиной, вспоминая смельчака Рене.
Фото автора
Благодарим за предоставленный автомобиль клуб Кабриолетов и родстеров
В статье использованы материалы книги «Энциклопедия Автомобилей» (изд-во «За рулем», 2001 г)