Расход, который живет на крыше
Скажем, сосед одного из авторов круглый год прогревает у подъезда впрысковую «десятку» до рабочей температуры: иначе она «плохо тянет и много жрет весь день». Многие, конечно, слышали, что на расход топлива влияет отнюдь не только состояние двигателя и трансмиссии. Порой мы просто выпускаем литры бензина, а заодно и рубли на воздух. Тот, что обтекает автомобиль сверху или наполняет шины. Даже тем, кто читал нечто об аэродинамике, иной раз кажется, что мудреная наука далека от повседневной жизни. Кстати, у вашей-то машины стоит багажник на крыше? Углы установки колес давно проверяли? А шины когда подкачивали?
СХОД И РАСХОД
Для начала – «эталонная» поездка на исправном VAZ 2114. Условия испытаний: движение на установившихся скоростях (см. табл.). При этом на показатели меньше влияют побочные факторы, скажем, характер водителя. Расход топлива и скорость измеряем профессиональной аппаратурой.
Что ж, «Самара» выдала предсказуемые и очень, кстати, неплохие показатели. Конечно, в реальной жизни, когда автомобиль разгоняется и тормозит, подолгу скучает на светофорах, расход будет иным. Но в данном случае нам важны не рекорды, а отправная точка.
Внесем маленькую корректировку в параметры автомобиля: выставим схождение колес +24 мм. Это в допустимых пределах (15 мм ±10 мм), но у верхней границы. Такое значение установили неслучайно. Специалисты утверждают: «самары» со временем склонны именно к увеличению угла по сравнению с номиналом. На ходу заметить это практически невозможно, поэтому-то владельцы и не торопятся на сервис. А сколько сжигают лишнего топлива? Оказалось, немного, в быту разницу не заметите. Даже на высоких скоростях (см. табл.). Поэтому оставляем схождение в типичном для очень многих «самар» состоянии и начинаем самую интересную часть программы.
ЛИТРЫ НА ВЕТЕР
Собираемся на дачу. Или в отпуск. Понадобится багажник на крыше. А его и ставить не надо! Он там едва ли не со дня покупки машины: крепеж давно и накрепко прикипел. Не правда ли, на улицах немало таких автомобилей? Стоит себе неказистая «опция» и вроде бы денег не просит. Ой ли?
На скорости 60 км/ч порожний багажник съедает лишних 200 г на сотню. Вроде бы опять немного – если не умножать это число на годовой пробег и не вспоминать, как возмущаемся недоливу пары литров на нечестной бензоколонке.
Поедем-ка побыстрее: начинают действовать подзабытые законы аэродинамики! На скорости 80 км/ч расход вырос уже почти на поллитра, а начиная со 100 км/ч – на 0,8 л!
Водители, привыкшие к повышенному шуму «в головах», должны смириться и с тем, что вместе с воздушным потоком, просачивающимся через порожний багажник, убегают литры из бака, рубли из кармана.
Ну а теперь собираемся на дачу. Навьючивать на VAZ 2114 шкаф или холодильник не станем, ограничимся парой чемоданов да сумками. Масса машины почти не изменилась (напомним: грузить более 50 кг на крышу запрещает заводская инструкция), а вот аэродинамика… Косвенно о ней сообщает заметно усилившийся шум. Не беда – окошко можно прикрыть, а музыку сделать погромче.
Наверняка даже многие из гаражных бывалых не поверят, что вполне исправная «Самара» способна, не поперхнувшись, проглатывать более 12 л бензина на 100 км! Вы не ездите со скоростью 120? Но и на «детских» 80 км/ч груз на багажнике добавил к расходу почти 1,5 л. Согласитесь, это уже не копейки!
БЕНЗИН УШЕЛ В…
Автомобилисты со стажем помнят старую шутку про «искру, ушедшую в баллон». Не туда ли порой пропадает топливо? Не разгружая багажника, снижаем давление с предписанных инструкцией 1,9 атм всего на 0,4 атм. На глаз, а тем более на ходу уловить изменение едва ли возможно. А что покажет расходомер?
То, что и должен был: в «баллоны», вместо выпущенного воздуха, ушло в зависимости от скорости еще 0,35–0,5 л на 100 км. И, конечно, чем быстрее вы едете, тем перерасход больше.
ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ?
Итоги теста – отнюдь не открытие. Но, согласитесь, часто мы забываем о простейших вещах. Хотя подчас, пытаясь сделать машину менее прожорливой, не жалея времени, диагностируем на сервисе впрыск и зажигание или без устали возимся с карбюратором и прерывателем, меняем свечи. А ведь следить за шинами, схождением колес гораздо проще. Как и рационально укладывать вещи, не загромождая без нужды крышу. Если уж без этого не обойтись, помните: разница между аппетитом машины без багажника и навьюченной будет заметно расти с увеличением скорости.
Вернемся к показателям исправного автомобиля и сравним их с результатами пятого заезда. Согласитесь, разница заметная. Реальная езда – с разгонами и торможениями сделает ее еще более ощутимой. Прикиньте-ка, сколько лишнего топлива потратите, скажем, от Москвы до Черноморского побережья?
Если для вас это не «блохи», соотнесите полученные нами результаты с характеристиками своего автомобиля, умножьте на средний пробег, например за месяц. А теперь вспомните, сколько стоит литр топлива в вашем регионе. «Тыщу» можно сэкономить. Интересная арифметика, не правда ли?
Залог экономичности – движение на невысоких скоростях на высшей передаче, без интенсивных разгонов и торможений.