Комфорт портит характер
Признаюсь, поначалу не воспринял всерьез. Однако нахлынуло так, что впору останавливать плановую работу ради возвращения в молодость.
Далекие восьмидесятые: одна из первых, еще предсерийная «восьмерка» цвета «липа зеленая» с номером кузова 13. Вообще ей было уготовано «погибнуть» на одном из крэш-тестов. Но в планах завода что-то изменилось, и машину передали в НАМИ для испытаний. На ней я и учился экспертной оценке, основам управления в нештатных ситуациях. Прошли годы, а с ними сотни, если не тысячи протестированных автомобилей. Но до сих пор помню: критики «восьмерке» доставалось немало, как, впрочем, и комплиментов. Ведь в то время никакой другой отечественный автомобиль не мог похвастать столь спортивно-молодежным характером поведения на дороге.
К сожалению, ни одна из последующих моделей ВАЗа не оставила столь ярких воспоминаний.
СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА
Любопытные уже устали цокать языками, оценивая состояние VAZ 2108: машина будто сошла с конвейера год-полтора назад. Бежевое лакокрасочное покрытие не растеряло былой блеск, на нем ни единой «червоточинки». Шины и те родные – модели Ех-85. В салоне неплохо подогнанный пластик почти забытых светло-коричневых оттенков, в тон ему велюровый рубчик обивки. Хозяин демонстрирует чудом сохранившуюся баночку ярославской нитроэмали и сверкающий набор еще того, штатного инструмента. На языке так и крутится: «Делали же раньше!»
Под капотом забытый, наверное, даже вазовцами, карбюраторный мотор 1,3 л мощностью 63,7 л. с. Мы долго пытаемся вспомнить тогдашние цены и сходимся на том, что в восьмидесятых VAZ 2108 стоил около 8500 рублей. Стоящая рядом «тринадцатая» стоит больше 6000, только, извините, долларов США. Действительно, много воды утекло. Что же изменилось в машине за почти 20 лет?
В первую очередь, конечно, внешность. Жаль, что иное оформление передка, другие бамперы и широкий молдинг сегодня тоже не выглядят современно.
Интерьер преобразился существеннее. Симпатичная передняя панель, удобные шкалы приборов, рулевая колонка, регулируемая по высоте, и, безусловно, иная, более «взрослая», что ли, гамма цветов в отделке. Пока «тринадцатая» нравится больше. Вот только запах в ней фенольно-синтетический, да подголовники для задних пассажиров по-прежнему отсутствуют. Зато под капотом более-менее современный полуторалитровый двигатель в 74 л. с., с впрыском топлива. Соперничать с таким мотору «старушки» будет сложновато.
ГДЕ ЭТА БАРЫШНЯ, ЧТО Я ВЛЮБЛЕН?
Я довольно быстро обживаюсь в «восьмерке». Комбинация приборов лаконична, но неплохо читается. Рулевое колесо удобно в хвате и сечении. Рычаг коробки передач коротковат и длинноходен, зато его работа почти безупречна. «Почти» – из-за не очень удачного алгоритма включения заднего хода. Оживший двигатель тут же напоминает о себе характерными вибрациями на баранке. Эту особенность машины критиковали, помню, немало.
Разгонные способности «восьмерки», конечно, средненькие. Приходится интенсивно раскручивать двигатель на каждой передаче. Высшая пятая нужна лишь для поддержания крейсерской скорости на горизонтальных участках. Тем не менее автомобиль легко принимаешь таким, как он есть. Единственное, что откровенно раздражает, - «певучесть» деталей интерьера, поскрипывающих на любой неровности.
Зато в настройках шасси чувствуется задоринка. Плотные и энергоемкие подвески неплохо справляются с большинством колдобин, шумно реагируя лишь на швы, стыки и другую «мелочь». Подчеркнута и их «фамильная» черта – с ростом скорости машина начинает, раскачиваясь, подробно повторять профиль дороги. Зато реакции VAZ 2108 быстрые, точные, что позволяет уверенно двигаться по заданной траектории. Не зря управляемость «восьмерки» в 1980-е оценивали довольно высоко.
Пересев в «тринадцатую», попадаешь словно в другое, параллельное измерение. Салон, несомненно, богаче и удобнее. Однако «безопасная» баранка неприятно «дышит» в руках. Тумблеры на передней панели нечеткие, ватные. Конечно, заметно улучшился акустический комфорт, снизились вибрации. Естественно, и двигатель стал куда удобнее, тяговитее. И тут поток комплиментов прерывает трансмиссия. Поначалу настораживает лишь куда менее четкое переключение передач. Но по мере увеличения нагрузок коробка принимается «петь» на разные голоса. Н-да – пожалуй, трансмиссия «старушки» собрана лучше.
Неожиданно оказывается, что и в настройках подвесок разница: «тринадцатая» заметно комфортнее «восьмерки». Она почти не замечает мелких неровностей, не склонна к раскачке на пологих волнах и повторению профиля дороги. Вот только… все это отразилось на управляемости. Машина, извините, превратилась в пародию на саму себя. О быстроте откликов говорить не приходится. Скорее наоборот: любое движение рулем сначала вызывает большой крен кузова и только потом – реакцию на ваши действия. Где ты, молодежно-спортивная идеология?
КТО ЕСТЬ КТО?
Если «восьмерке» и «тринадцатой» скрупулезно проставить оценки в баллах, можете не сомневаться – последняя выиграет. Она современнее, комфортнее, быстроходнее. Вот только мучает вопрос: на кого рассчитана машина? Если на молодых – они с удовольствием пожертвовали бы комфортом и плавностью хода ради лучшей управляемости. А захотят совместить одно с другим – выберут, наверное, другой автомобиль. Получается, что «старушка» при всех ее недостатках с этой точки зрения куда более «идеологически выдержана». Она позволяла быстрее почувствовать тонкости управления, даже со скромным 1,3-литровым мотором. Не говоря о том, что на ней не боялся чиркнуть бампером о сугроб – ездить-то без этого не научишься!
Возможно, к моим рассуждениям примешана доля ностальгии, но воспоминания все возвращают к добротной машине с ярким характером. Да, за прошедшие двадцать лет она немало приобрела – увы, растеряв самобытность.
РЕЗЮМЕ
VAZ 2108 – конечно, несовременен, скромен в своих возможностях, явно шумноват и жестковат. Однако у этого автомобиля честный характер. Общая оценка 7,1 ПЛЮСЫ: Рациональный интерьер, взвешенность ездовых характеристик, высокое качество сборки. МИНУСЫ: Посредственные комфорт и разгонная динамика.
VAZ 2113 – стал динамичнее, комфортнее и… взрослее «бабушки». Вот только растерял часть качеств машины, якобы ориентированной на молодых. Общая оценка 7,5 ПЛЮСЫ: Симпатичный интерьер, хорошая разгонная динамика, высокий уровень комфорта. МИНУСЫ: Шумная коробка передач, посредственная управляемость.
VAZ 2108 представили в 1984 г. и с тех пор неоднократно модернизировали. В 2002-м появилась модель VAZ 2113.
Двигатели: на VAZ 2108 устанавливали карбюраторные моторы 1,1–1,5 л (54–70 л. с.), впоследствии их заменил более современный впрысковый 1,5 л (74 л. с.), который прижился и на VAZ 2113. Без нейтрализатора мотор развивал 78 л. с.
Коробка передач: 5-ступенчатая механическая с главной парой 3,7 или 3,9. На первых «восьмерках» применяли 4-ступенчатую коробку.
Цена: VAZ 2108 – 8500 руб. (1988 г.), VAZ 2113, комплектации «стандарт», «люкс» – от 175 000 руб.
С. Воскресенский: «Как и ожидал, новизна взяла верх. И все же по-прежнему уверен: для подобных автомобилей важен не только итоговый балл, но и индивидуальность, самобытность характера. Ведь ориентированы они на потребителя с узкими, специфичными требованиями, в которых, например, комфорту уделено не так много внимания».