Диагностика. Тестер ДСТ-6С. Младший брат сканера
Первый из них – ДСТ-6С (фото 1) самарского предприятия «НПО НТС». Рассчитан на интенсивное профессиональное применение мастерами сервиса. Корпус – из ударопрочного пластика, кнопки управления надежно укрыты от пыли и грязи. Информация выводится на жидкокристаллический дисплей с подсветкой. Питание – от бортовой сети автомобиля.
Выбор нужного пункта меню прост. Для проверки узлов двигателей ВАЗ – свой кабель с распределительной коробкой (фото 2). Чтобы вы не гадали где какой разъем, на корпусе – наклейка с подсказкой. Несложная схема проверки подробно описана в инструкции. Конечно, обладатель ДСТ-2 или другого аналогичного сканера тут же заметит, что некоторые функции по проверке исполнительных механизмов по плечу и ему – зачем же обзаводиться дублером? Но не спешите с выводами! Мы проверили ДСТ-6С в деле. Неисправный ДПДЗ, который при разгоне автомобиля вызывал рывки, контроллеру «не запомнился» – определить по показаниям сканера, плавно ли меняется сигнал положения заслонки, сложно. Но вот мы подключили ДПДЗ к разъему ДСТ-6С и сразу узнали, что контактная дорожка повреждена в двух местах – дважды раздался звуковой сигнал.
Этот же прибор позволяет проверить перемещение клапана регулятора холостого хода или датчик массового расхода воздуха. При определении характеристик последнего счет идет на сотые доли вольта – и ДСТ-6С с этим справляется. Еще одна функция – проверка баланса форсунок. Диагносты высоко ценят эту возможность. При этом прибор позволяет воспользоваться стандартными настройками либо изменить количество и длительность импульсов. Кстати, если напряжение питания станет ниже 11 В, когда тест проводить уже не рекомендуется, на дисплее появится предупреждение.
На фото 3 – кабель для проверки узлов двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ.
Токи в цепях системы управления двигателем слабые – для проверки напряжения нужен очень точный измерительный прибор. ДСТ-6С в комплекте со специальным шнуром (фото 4) превращается в высококлассный вольтметр с возможностью измерения от нуля до 20 В. Пределы шкалы можно сузить – до 0–1 В или 0–5 В.
А вот еще одна функция прибора: как проверить, исправен ли датчик кислорода? Для этого переводим ДСТ-6С в режим вольтметра, отсоединяем разъем от датчика кислорода – и в разрыв устанавливаем переходник (фото 5). Пустив и прогрев двигатель, подключаем щуп прибора к контакту переходника. Дисплей прибора покажет, с какой частотой меняется сигнал датчика кислорода. В результате сможем определить, работоспособен ли он. Но и это не все. ДСТ-6С способен имитировать сигналы датчика положения коленчатого вала и датчика Холла. Необходимый кабель вы видите на фото 6.
Как многие знают, модули зажигания для двигателей ВАЗ показали себя не очень надежными. Проверка высоковольтной части в сервисе – дело обычное. Соответствующая функция прибора позволяет имитировать частоту вращения коленвала в пределах 100–6000 об/мин. В дополнение к шнуру (фото 7) понадобятся пробники, имитирующие свечи. Для двухвыводных катушек зажигания VAZ 1111 или ЗМЗ-406 – свой шнур (фото 8). Не забыли разработчики прибора и о катушках для карбюраторных двигателей. Для их проверки нужно через переходники подключиться к контактам катушки «+Б» и «К».
Двигатели совершенствуются, оснащаются новыми датчиками и исполнительными механизмами, поэтому не стоят на месте и разработчики аппаратуры. Так, с заменой нитевого ДМРВ двигателя ЗМЗ-406 на датчик Siemens 20.3855 появился и новый шнур. На очереди переходники для проверки индивидуальных катушек зажигания двигателя VAZ 21124 и модуля зажигания для VAZ 21114.
ДСТ-6С – универсальный прибор. На это стоит обратить внимание и продавцам запчастей. Ведь работоспособность иного датчика нужно еще доказать покупателю!