Интрига с гарантией
Кольцо – довольно-таки прагматичное на фоне «приключенческого» ралли и «кровожадного» кросса. Смотреть, как машины стройной колонной просто наматывают круг за кругом, быстро надоедает. Даже формула 1, кольцевой вожак и мировой законодатель, не чурается смелых экспериментов. Квалификацию в один круг – абсурд, небывальщина! – придумали именно там.
КТО ВО ЧТО ГОРАЗД
В России пока не дошли до такой «чумовой» квалификации без права пилота на ошибку. Волшебная кнопка, позволяющая кратковременно повысить мощность мотора (как в американской серии ChampCar), тоже к нам не пришла. Но многое другое, что способно обострить сюжет гонки, успешно позаимствовано. За какие-то десять лет правила кольцевого чемпионата страны изменились до неузнаваемости и, что самое интересное, в каждом классе – свои порядки!
Первое, что приходит на ум, когда один и тот же пилот выигрывает этап за этапом, – утяжелить его автомобиль. Весовой гандикап применяют у нас почти во всех «кузовных» классах. В «Туринге» и «Туринге-Лайт» «премируют» 30 кг балласта за победу на этапе, 20 – за второе место, 10 – за третье (но не более 60 кг по «совокупности заслуг»). Если гонщик после этого занимает низкие места, лишнюю нагрузку постепенно уменьшают до нормы.
«Туринг-Лайт» вообще наш рекордсмен по «приправам» к основному блюду. В рамках квалификации – так называемый суперпоул. Гонщики, показавшие 10 лучших результатов, выходят снова квалифицироваться, и на старте их расставляют уже по новым временам! В ходе главного заезда пилот обязан сделать обязательный пит-стоп – как минимум поменять передние колеса. Разрешены услуги лишь двух механиков, при том, что по временам, потраченным на пит-стоп, разыгрывают бонусные очки в командный зачет! Похоже, это наше, домашнее изобретение – в мире ничего подобного нет. А еще здесь можно заработать по очку за поул-позишн и лучший круг в гонке – этот способ поощрения активных пилотов позаимствован у американцев.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ШАГ
Самый же смелый вариант гарантированной интриги внедрен в ударном классе – Национальной гоночной серии LADA. Этап Lada Revolution – это два зачетных заезда. Так вот, на старте второго восьмерку быстрейших участников расставляют в порядке, обратном тому, что был зафиксирован на финише первого.
С позиций безопасности – шаг несколько рискованный. В мировом чемпионате «туринг каров», где действует такая схема, первая десятка пилотов – кольцевые волки, и они знают, как избежать неприятностей. У нас же наряду с маститыми стартуют и новички. Уже были случаи, когда они создавали ситуации, затруднявшие обгон более быстрым.
Впрочем, все случайности не предусмотришь. Вспомним хотя бы опасный момент третьего этапа на трассе в Мячково, когда автомобиль многоопытного Виталия Дудина развернуло на выходе из поворота – в него на полном ходу врезался действующий чемпион Кирилл Ладыгин. Однако и в прошлом сезоне, и в нынешнем «Революция» показала себя прочной, готовой принять любой удар и защитить водителя – что в общем-то и требуется от современного спортивного автомобиля.
Но прочность, увы, не всегда означает надежность. Lada Revolution – монокласс, все едут на одинаковых машинах, построенных в одном цехе. Даже программа управления двигателем стандартная для всех! Тем не менее поломок хватает. А это вредит интриге. Лидер и теперь уже главный фаворит чемпионата Виталий Петров половину побед одержал во многом благодаря сходам соперников. Его техника будто бы не собирается выходить из строя!
Само собой, мастерство пилота из Выборга, два года выступавшего в итальянской формуле 3000, никто не подвергает сомнению. Так что будем считать, что даже самый хитроумный ход «поддать интриги» не помешает выявить «правильную» тройку призеров по истечении долгого семиэтапного сезона. А всякие гандикапы, бонусы и пит-стопы – это всего лишь частности приятного нам цельного зрелища.