Рейд ЗР. Внимание всем постам!
Такое часто звучало в советских фильмах про милицию, которая «меня бережет». После сигнала «Внимание» шла, говоря «киношным» языком, нарезка кадров, хорошо знакомая людям старшего и среднего возраста: взволнованные лица дежурных за пультом, личный состав бежит на вызов, на ходу выхватывает табельное оружие, всполохи мигалок и так далее... Обывателю внушали – если что-то случится, «граница на замке» – все дороги под контролем, личный состав – в полной боевой. И вот уже внимательным взглядом профессионала каждый госавтоинспектор «сканирует» проезжающий транспорт на предмет… Впрочем, а так ли на самом деле внимательно?
Мы уже поднимали эту тему, последний раз в этом году «А если бы он вез патроны?» (ЗР, 2005, № 2). Что изменилось с тех пор?
«ГЛАВНОЕ В НАШЕМ ДЕЛЕ – ЭТО РЕАЛИЗМ!»
Руководствуясь девизом заслуженного контрабандиста Лелика из фильма «Бриллиантовая рука», к эксперименту решили подойти творчески. На старом, местами откровенно ржавом, помятом автомобиле миновать как можно больше постов ГИБДД. В качестве «субъекта» был назначен «сорок первый» «Москвич», догнивающий на огороде у родственников одного из сотрудников ЗР. Машина, хоть и не совсем старая (1999 года выпуска), кроме слез, никаких других чувств не вызывала, но всем своим видом обязательно должна была вызвать подозрения у сотрудников столичной ГАИ! Техосмотра у нее, естественно, не было – на ветровом стекле красовался давно просроченный талончик. А это, как известно, грубейшее нарушение, которое карается по ст. 12.1 КоАП. Кроме того, «Москвич» изрядно битый как спереди, так и сзади. Эксплуатация таких автомобилей у нас по закону не запрещена, если он самостоятельно передвигается и повреждения не затронули основные системы, но такая машина, естественно, бросается в глаза – тем более инспектору ДПС. А вдруг водитель скрылся с места ДТП?
Для придания того самого «реализьма» мы еще от души наносим грязь из ближайшего пруда на весь «Москвич» по кругу. «Въезд в город грязных автомобилей запрещен» – сообщают многочисленные плакаты на подходах к столице, при том, что внешний вид вроде бы личное дело владельца – наказать могут лишь за нечитаемый номерной знак. В разные годы правительство Москвы приняло немало постановлений о запрете въезда грязных автомобилей, но никакой ответственности за это не предусмотрено. Ну хотя бы пожурить за то, что машина похожа на движущуюся кучу грязи, инспекторы просто обязаны…
Попытки вдохнуть жизнь в нашего «старичка» заняли несколько часов. Он отчаянно сопротивлялся – стрелял глушителем, троил двигателем, но мы его все-таки уломали! За руль «сорок первого» сел юридически подкованный водитель. Сзади кралась редакционная «Нексия», в которой притаился фотограф. В путь!
«А У НАС СИЕСТА»»
Первую попытку проникнуть в особо охраняемый город мы предприняли в полдень рабочего дня. Сразу стало очевидно – в общем потоке наш «Москвич» не слишком-то выделяется. Да, грязный, да, ржавый, битый, но… Вот в правом ряду рядом с нами выбрасывает клубы черного дыма «Опель Аскона» – он явно выпущен еще до московской Олимпиады, которая когда-то состоялась; вот шустро проскочила «праворукая» японская «креветка» – за давностью лет даже модель определить трудно, а позади нас, выпуская «сиреневый туман», тарахтит «копейка». Да, откровенного автохлама на наших дорогах еще много, но мы – точно страшнее всех!
А вот и первый пост ДПС – при въезде в Москву со стороны Новорязанского шоссе. Внимание, «Москвич» перестраивается поближе к инспектору, сбрасываем скорость до официальных 60 км/ч и… никакой реакции. Видимо, даже малейшего интереса для инспекторов, столпившихся у поста, мы не представляем! Вот груженая фура – это да, а дряхлое дитя отечественного автопрома… Никому не нужен наш «Москвич», даже обидно. И это при том, что одна полоса при въезде-выезде заблокирована, весь поток устремляется ручейком в оставшиеся две – не иначе, чтобы легче было разглядеть все вопиющие нарушения. Увы!
Дальше обида нарастала как снежный ком. В течение светлого и длинного летнего дня мы катались по Москве, въезжая и выезжая из города через все возможные въезды-выезды на юге, юго-востоке и востоке столицы. Продефилировали мимо доброго десятка стационарных постов ДПС, доехали до центра и снова вернулись на окраину – никакой реакции! Стражи порядка в упор нас не видели! Окинет скучающий инспектор взглядом нашу колымагу – и отвернется, копошась в нагрудном кармане форменной рубашки.
Можно согласиться с тем, что ржавых и старых машин полным-полно, но мы-то еще и без талона ТО! Карается это нарушение штрафом и снятием номерных знаков. Но вот второй пост ДПС, третий, «Москвич» снижает скорость до 20 км/ч, еле ползет… Вот мы, нарушители всего, берите нас тепленькими! Но нет, мы опять никому не нужны! Может, у господ офицеров сиеста? Или с владельца «колхозного» «Москвича» взять нечего? Просим водителя перед следующим постом ехать с явным нарушением скорости – пролететь мимо гаишников с максимально возможной для нашего драндулета прытью.
ГДЕ ТЫ, МИГ УДАЧИ?
Клюнули наконец-то! Капитан отточенным движением руки выбрасывает свой жезл, «Москвич», взвизгнув тормозами, останавливается.
Наш водитель (а это был директор юридической фирмы «Правозащита «За рулем» Сергей Волгин) с виноватым видом выходит навстречу служителю закона.
– Почему автомобиль такой грязный? – брезгливо кивает в сторону машины офицер.
– Да вот, простите, руки никак не дойдут помыть, все работа да работа… Но я обязательно помою!
И тут инспектор видит на ветровом стекле просроченный техталон!
– Да, и техосмотр не прошли. Что же – откручивайте номера, будем составлять протокол!
Тут на наше счастье из поста вышел еще один капитан.
– Да что ты привязался к этому убогому! Что с него взять – только руки пачкать! Пусть он на своем аппарате едет в… – и офицер подробно объяснил, куда ехать директору юридической фирмы.
В общем, и здесь отпустили наш «Москвич» с миром; общение с инспекторами заняло в общей сложности минуты три.
День кончался, «улова» никакого. Мы уже собрались двинуться обратно в сторону подмосковного огорода – пусть «Москвич» догнивает. Для порядка решили проехать по Люберцам (где до нас тоже никому дела не было), затем выехали на федеральную трассу «Урал». И только перед поворотом на Бронницы, в самом конце дня, наш «Москвич» тормознули на посту ДПС.
От всей души выражаем благодарность инспектору 6-го батальона ДПС УГИБДД Московской области старшему лейтенанту И. Денисову! Он единственный, кто не поленился остановить автомобиль, проверить документы, выписать штраф за отсутствие техосмотра и попенять за неопрятный внешний вид! Даже достал отвертку, собираясь собственноручно снять номера, но тут мы «раскололись», рассказали о нашем рейде и его итогах и очень-очень просили с учетом этого строго не наказывать... Так что номера у нас остались, хотя после встречи с бдительным офицером Денисовым мы быстренько дворами ретировались в сторону заветного огорода. А штраф Сергей Волгин уже заплатил!
Так что же в сухом остатке? За весь день только один (!) инспектор на одном (!) посту ДПС честно выполнил свой служебный долг, для всех остальных мы казались неинтересными (со всех точек зрения), как ни старались привлечь внимание. А между тем подобные машины – сегодня очень ходовой товар на вторичном рынке; стоит такой аппарат долларов 500, и какие-нибудь мелкие торговцы с руками бы его оторвали – возить пассажиров по Москве, лук по торговым точкам или еще что-нибудь… Хорошая машина, неприметная! Смотрят на нее сотрудники ГАИ – и в упор не видят. Или не хотят?..