Колея моя…

КОЛЕЯ МОЯ…

«Старушка» исправно несет свою нелегкую ношу. Транспортный поток на самом первом участке дороги, в районе Люберец, превышает все мыслимые нормы – 90 тысяч автомобилей в сутки (при норме 25 тыс.)! Дальше, конечно, полегче. То есть машин поменьше, но ведь машины-то – сплошь 20–40-тонные фуры! И чем дальше от столицы, тем у’же становится федеральное шоссе, пропадают разделительные барьеры – зато появляется колея. Глубина ее достигает 27 сантиметров! А мост через речку Северка? Построенный в далеком 1926 году, он достоин песни. С тех пор его неоднократно ремонтировали, но по своим параметрам он все-таки остался в эпохе двуколок…

Рядовая поездка по федеральной трассе М5 – рядовая только для отечественного водителя, привыкшего ко всему. А вот иностранец может решить, что это специально подготовленная «декорация» для проведения ралли-рейда. Так почему сегодня, в начале ХХI века, качество дорог в центре России не укладывается в понятие «дорога»? Ответ лежит на поверхности – мизерное финансирование дорожного хозяйства. В принципе, начальному участку трассы М5 еще повезло, все-таки рядом столица. А стоит отъехать километров за 300, куда-нибудь под Шацк…

– Начиная с 2002 года, когда ликвидировали дорожные фонды, содержать трассы становится все труднее и труднее, – объясняет начальник Федерального управления автомобильных дорог (ФУАД) «Большая Волга» Александр Калашников. – Местные бюджеты не осилят не то что стройку – эксплуатацию дороги. На отдельных участках трассы «Урал» ремонта не было 15–16 лет! Другие лет по 20 числятся в планах на реконструкцию (в основном это объезды населенных пунктов). У нас за 2002– 2005 гг. финансирование средств на дорогу М5 урезали больше чем на 300 миллионов рублей. Ну какая это федеральная дорога, если нет счета деревням, через которые проходит трасса? Да, есть знаки, ограничивающие скорость, но кто на них смотрит? На всех нарушителей скоростного режима инспекторов в кустах не напасешься! В итоге очень высокая аварийность.

Только на первых 67 километрах трассы (участок от Москвы до Бронниц) в прошлом году погибло 157 человек. В нынешнеем – пока «всего» 45. К чести дорожников, за последние три года здесь не произошло ни одной аварии по их вине. Скажем, у поселка Никитское (78-й км) круглый год работает рынок у дороги. Чтобы туда могли попасть жители с другой стороны трассы, построили пешеходный мост. Но большинство местных и проезжающих экономит время, бросаясь наперерез через дорогу. Может, их остановил бы металлический барьер между встречными полосами, но он стоит денег (1400 руб. за погонный метр). Надо построить метров хотя бы 100. Даже таких денег в дорожном бюджете нет…

Что же делать дальше? Дорожники предлагают вводить целевые налоги на строительство новых дорог, создавать по примеру европейских стран внебюджетные фонды для их содержания и эксплуатации... Государство в лице Минфина и Минэкономразвития категорически против – мол, это не соответствует принципам рыночной экономики. При этом денег на содержание и строительство дорог выделяет все меньше и меньше! И вообще непонятно, как сможет развиваться любая экономика, если крупнейшие города страны (в нашем случае – Москву, Рязань, Самару, Челябинск и так далее, до самого Владивостока) связывает трасса с колеями глубиной 27 сантиметров? И сколько еще веков будут ждать своей смены дренажные трубы 1912 года рождения?

Подпишитесь на «За рулем» в