Воспитание чувств
Погожим летним утром из подмосковного Архангельского стартовало очередное ралли олдтаймеров, организованное «Клубом классических автомобилей». Устроители решили загнать участников «за можай» в прямом смысле, предложив трассу длиной в 300 км, уходящую за Можайск на Бородино. Петр Меньших стартовал водителем замечательного кабриолета «Мерседес-Бенц» 1964 года (за характерную форму крыши поклонники зовут эту модель «Пагода»), предоставленного реставрационной мастерской «Старое время». Штурман Генри Браун, представитель фирмы «Гудьир» в России, взял с собой в экипаж дочь Ольгу.
Помните слова о везении? Буквально через несколько километров, услышав скрежет, Главный причалил к обочине: из заднего моста вытекло масло. В большой луже предательски поблескивал металл развалившегося подшипника. Обидно до слез!
«Если вы решили купить олдтаймер – хорошо подумайте, взвесьте все и вы поймете, что он вам не нужен!» Так говаривал один немецкий реставратор. Конечно, это шутка, но в ней есть доля правды. К счастью для нашего экипажа, ралли на этом печальном эпизоде не закончилось. Петр, Генри и Ольга смогли отправиться дальше на точно такой же, но белой «Пагоде». Правилами ралли классических автомобилей это не возбраняется. Рассчитывать на призовые места в такой ситуации, разумеется, не приходилось.
Но экипаж «За рулем»-«Гудьир» финишировал удачно, заслужив кубок за волю к победе. Главный судья ралли Владимир Мозговой отметил, что второй круг экипаж прошел очень прилично.
Но главное в таком ралли все-таки не скорость. Улыбки и приветствия окружающих поднимают настроение. Впечатлений – море! Оказывается, управлять автомобилем 1960-х, даже «Мерседесом», не так просто. Необычно тугие руль и педали. Вполне привычная скорость тут кажется очень большой, а надо помнить и о слабоватых тормозах. Зато окунаешься в ни с чем не сравнимый букет запахов бензина, масла, кожи. Словно не было прошедших 40 лет…
А знаете, почему Петру Степановичу не повезло? Александр Смирнов, руководитель проекта «Старое время», объяснил. Оказывается, настоящие коллекционеры относятся к своим машинам как к живым существам. Нет бы перед стартом ласково поговорить с красной «Пагодой», похвалить ее по-доброму и попросить не ломаться! Если бы все знать наперед!
Сегодня интерес к олдтаймерам переживает настоящий бум: в Москве уже несколько сотен раритетных машин в хорошем состоянии. Жаль, что только семнадцать приехали на это ралли. Наверное, многие владельцы еще не прочувствовали, что оценить вкус такой машины можно только в общении с такими же коллекционерами, зрителями, болельщиками. Наконец, с самим авто!
В европейском содружестве выработан документ, определяющий олдтаймер как «коллекционный экспонат техники с исторической ценностью», не моложе 30 лет. Для машин-ветеранов в Западной Европе ввели специальные номерные знаки. Владелец олдтаймера может получить даже сезонный «номер», позволяющий не платить налоги за машину, хранящуюся зимой в гараже. Летом он может спокойно «выгулять» свое сокровище, например, приняв участие в ралли или пробеге. Будет ли так в России? Может, стоит сделать послабление в таможенных правилах для олдтаймеров? Зачем препятствовать ввозу исторических ценностей? Желание чтить прошлое достойно уважения и поощрения. К этому призывали еще древние римляне.