Что русскому... то и немцу!
Каждый автомобиль куплен на своей исторической родине: новая «десятка» – в Тольятти, а трехлетний «Опель» с пробегом 55 000 км – в Германии. А еще их объединяет то, что обе машины – газифицированные. Сразу после московской «прописки» они обрели итальянское оборудование – отечественные баллоны не в счет. Удовольствие стоит от 250 до 500 долларов.
Электроника впрысковой «десятки» газификацию перенесла спокойно – отмечу, что мне установили кнопку отключения топливного насоса. На газ я перехожу после небольшого прогрева двигателя – затем насос может отдыхать. А кнопка – это еще и простейшая противоугонка.
С «Опелем» возни было больше. Тороидальный итальянский баллон – хорош, но выкидывать запаску было жалко. А вот топливный насос на «немце» отключать не стали – чтобы не раздражать бортовой компьютер. После пробной поездки потребовалась окончательная настройка системы – мне поставили-таки электронный эмулятор лямбда-зонда и немного «поджали» газовый редуктор. Получив от установщиков годовую гарантию, я к ним больше не наведывался.
Теперь можно сравнивать. «Десятка» пробежала около 60 000 км – расход газа составляет от 6,5–7,5 л/100 км при 90 км/ч до 9,5 л/100 км по городу. Максимальная скорость – около 140 км/ч. Стоимость установленного оборудования составила 250 долларов. Что касается «Опеля», то его аппетит примерно на поллитра выше, а «максималка» – около 145 км/ч. Стоимость переделки «немца» – 480 долларов.
Подсчеты показали примерно 48 руб. выигрыша на каждую сотню километров пробега по сравнению с «бензиновой эксплуатацией». По опыту автопутешествий добавлю, что полная заправка газом в Евросоюзе летом прошлого года составляла примерно 18 евро, а бензином – 54 евро… Никаких проблем с газовыми заправками я не встречал ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье. Но следует сказать, что в жаркую погоду заправить удается только пустой (почти пустой!) баллон: давление внутри выше, чем у заправочной установки! Впервые я столкнулся с этим явлением в Крыму, поэтому впоследствии старался ездить практически до выработки.
Ладно, довольно про газ. Кузова обеих машин находятся в хорошем состоянии – во всяком случае коррозии не видно. По затратам на запчасти лидирует в хорошем смысле слова, представьте себе, «десятка» – она съела 280 долларов, тогда как «Опель» за меньший пробег скушал 350! Правда, обслуживаю машины сам, а потому стоимость работ – не в счет. Замены, мягко говоря, тоже разные.
Обе машины эксплуатируются одновременно, благо в семье из трех человек – три водителя. Понятно, что «Опель» современнее и комфортнее – тут и усилитель руля, и АBS, и подушки… Однако с учетом стоимости запчастей и экстремальных дорожных условий Москвы «десятка», на мой взгляд, имеет свои плюсы. Она быстрее прогревается зимой и не цепляет брюхом на бездорожье, а вазовскую символику, в отличие от «опелевской», никто не пытается вырвать с мясом. В целом же это – рабочая лошадка, тогда как «немец» создан для удовольствия.