Собираем урожай
ПОЧЕМ РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
За весенние месяцы, к примеру, почти все «десятки» подешевели долларов на 200, а в июне цены потихоньку снова пошли в рост. К началу июля средневзвешенная стоимость автомобиля «десятого» семейства в Тольятти поднялась до 235,5 тыс. рублей (в начале июня – 234 тысячи). По словам дилеров, основную «прибавку» обеспечили универсалы «Лада-111». Скажем, модель VAZ 21114 (с 16-клапанным двигателем) за месяц подорожала на 3–3,5 тыс.руб., а с 8-клапанным (VAZ 21112) на 1,5–2 тыс.руб. Хэтчбеки и седаны если и подросли в цене, то совсем незаметно (на 0,3–0,5%). Это все в Тольятти. В Москве же и регионах рост стоимости вазовских моделей пока не отмечен, но, как считают, это лишь вопрос времени. Пока дойдет «волна» с берегов Волги до столицы – месяц-два пройдет… Стоимость автомобилей других семейств пока не изменилась.
Особый разговор о «Калине». За редкие пока серийные автомобили продавцы просят, что называется, не стесняясь. Цены дилеров могут поражать – 240 тыс.руб., причем только под заказ, с предоплатой. Коллеги из другого автомобильного издания ухитрились даже найти «Калину» в свободной продаже за 305 тыс. руб. (это 10 700 долл.!). И ведь купили! Ажиотаж, как известно, скоротечен. Посмотрим, смогут ли вазовцы и дальше поддержать внимание потребителей к своей новинке.
А вот у производителей «Оки» дела не слишком хороши. В июне органы соцзащиты приостановили размещение заказов (говорят, временно), и СеАЗ был вынужден остановить производство (тоже временно).
В целом средняя розничная цена российского автомобиля в первом полугодии 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004-го выросла на 11% – до 6,4 тыс. долл. Такие данные привел Стенли Рут – партнер компании PricewaterhouseCoopers. При этом, по его словам, средняя розничная цена новой иномарки за тот же период сократилась на 3% и составила 25,3 тыс. долл. Он уверен, что российские автозаводы заняты сокращением издержек, но недостаточно – вот цены и растут. По его расчетам, за год разрыв между ценами на российские машины и иномарки сократился аж на 7%!
СКОЛЬКО ПРОСЯТ ЗА ЧУЖИХ
В продаже еще попадаются «форды-фокус» первого поколения – так что можно успеть получить экземпляр с неплохой скидкой. А вот на «второй» нужно записываться и ждать. До января следующего года, как считают многие дилеры, хотя на заводе уверяют, что, нарастив производство, сократят срок ожидания до трех-четырех месяцев. Это похоже на правду. В прошлом году «Mазду-3» клиенты тоже ждали по 10–12 месяцев, теперь – около трех.
Не слишком приятный сюрприз преподнесли некоторые продавцы корейских автомобилей. Калининградский «АвтоТОР» отказался от практики единых розничных цен, и у дилеров тут же поползли вверх цены на самые популярные седаны и хэтчбеки «КИА Рио». Так, самая модная версия (механическая коробка, гидроусилитель, одна подушка безопасности, кондиционер, электропакет) стоит теперь в среднем 12,2 тыс. долл. (весной за нее просили 11,9 тысячи). А цены на «Хёндэ» корейской сборки теперь номинируют в евро, поэтому при пересчете на более привычную валюту выясняется, что в среднем они выросли на 300 долларов. Например, базовый пятидверный «Гетц» с мотором 1,3 л стоит ныне 8820 евро (10 800 долл.).
По расчетам того же Стенли Рута, объем продаж на российском рынке по итогам первого полугодия текущего года вырастет на 9% – до 820 тыс. шт., а в денежном исчислении – на 30%, до 10,4 млрд. долл. По прогнозам, из этого количества 381 тысячу штук составят российские (на 14% меньше, чем в 1-м полугодии 2004 г.). Автомобилей иностранных марок, собранных на территории России, продадут примерно 51 тыс. (рост 2%). Импорт новых иностранных автомобилей достигнет 225 тыс. шт., что на 80% превысит аналогичный показатель прошлого года, а импорт подержанных вырастет на 16% – до 163 тыс. автомобилей.
Итак, уверенный рост российского автомобильного рынка продолжается. Правда, лишь благодаря иномаркам.