Поедем в карете прошлого?
В МУЗЕЙ? НА ДАЧУ!
Говорить о ЗИСах, «чайках» и ЗИМах не будем. Они довольно редки, пользуются особым успехом у богатых коллекционеров, потому – дороги. Да и не для повседневной езды эти громоздкие, прожорливые машины. А вот массовые модели «дожигулевской» эпохи 1950-х – первой половины 1970-х годов вполне доступны. Предложение заметно превышает спрос, и не каждое заслуживает практического интереса.
По европейским меркам, такие автомобили уже причисляют к олдтаймерам. В России некоторые тоже старательно воссоздают «волги», «москвичи», «запорожцы» в первозданном виде, но профессиональная реставрация – дело хлопотное и недешевое. Второй способ вложить в машину побольше – кардинально переделать: современные, иногда даже импортные агрегаты, отделка салона кожей, окраска кузова металликом. Получается нечто, называемое «хот-род» или «кастом». Воссоздают в оригинале или переделывают экземпляры, как правило, для себя, продают редко и просят дорого. Цена 21-й «Волги» доходит до 15 тысяч долларов!
Доступней автомобили без серьезных переделок, но не оригинальные. Те, что хорошо сохранились, хотя и приобрели узлы более новых моделей в порядке модернизации.
ГДЕ-ТО ЗА ГОРОДОМ, ОЧЕНЬ НЕДОРОГО
Цены пожилых, но не раритетных машин невысоки. Попадаются «москвичи» и «запорожцы», владельцы которых, дабы освободить гараж, отдают старичков за 100 и менее долларов. Причем на машине можно уехать! Цены почти не зависят от года выпуска, зато очень разнятся по регионам. В крупных городах, где движение любителей старины развивается очень быстро, просят (что отнюдь не значит «получают»!) в 3–5 раз дороже, чем в провинции. А там, особенно в южных районах, состояние машин заметно лучше. Не исключено, что придется решиться на дальний ретропробег.
Явные достоинства старых авто – простота конструкции и ремонтопригодность. Обратная сторона: трудоемкость обслуживания, которую лишь отчасти уменьшит применение более современных узлов. Скажем, 21 точка смазки ГАЗ-21 ждет ваших усилий! Цены на ремонт старого авто вовсе не ниже, а порой выше, чем современного. Даже если найдете машину, не требующую немедленного вмешательства, рано или поздно придется искать литературу, опытных соратников по увлечению и, конечно, запчасти. В магазинах их нет; на рынках встречаются редко. Зато с автомобилем порой отдают детали, из которых впору собрать еще один.
Мало ездившей, но долго простоявшей машине почти наверняка понадобятся сальники и манжеты, патрубки системы охлаждения, шины. Но в первую очередь надо оценивать кузов. В отличие от иных деталей кузовные от современных моделей не приладишь. Дефицит – стекла, пластиковые элементы салонов. Если кузов не гнилой, нет чужеродных агрегатов (скажем, импортного мотора или усилителя руля непонятного происхождения) и нащупана возможность разжиться запчастями, можно начинать торг. Он почти наверняка будет успешным.
СТАРЫЙ ОЛЕНЬ В НОВОЙ БОРОЗДЕ
Разумный потолок цены «Победы» – 2000 долларов. Столько просят за очень хорошо сохранившийся или отреставрированный экземпляр. Вполне исправный автомобиль можно купить и гораздо дешевле. Напротив, значительно дороже (от 5000 до 20 000 долларов) редкие нынче версии с мягкой крышей. Полноприводные ГАЗ-М72 тоже встречаются нечасто.
Жить с «Победой» сегодня сложно – мало что подходит от последующих моделей. Лишь двигатель и коробка передач аналогичны тем, что ставили на ГАЗ (УАЗ)-69. Впрочем, немало машин хозяева успели оснастить «волговскими» моторами и подвесками.
«Волга» ГАЗ-21 наиболее популярна среди любителей старины. Машин еще очень много, цены зависят не только и не столько от состояния, сколько от аппетитов продавцов. Нормальный, не гнилой, на ходу автомобиль можно сторговать за тысячу-две долларов (а просят порой в три-пять раз больше!). За универсал ГАЗ-22, как правило, – от 5000 долларов. Неудивительно, их сохранилось немного: в частном пользовании машин почти не было, а государственные, как известно, безжалостно отправляли на свалку.
Запчастей для старой «Волги» по гаражам лежит еще очень много. Появились даже конторы, занимающиеся куплей-продажей, а заодно реставрацией деталей ГАЗ-21. На «Волгу» многое подходит от других горьковских машин и УАЗов. Скажем, амортизаторы – от GAZ 24. Уазовский двигатель 2,45 л отличался, по сути, лишь навесным оборудованием. Установка моторов семейств ЗМЗ-24 и ЗМЗ-402 и четырехступенчатых коробок передач требует довольно серьезных переделок, в частности, крепления двигателя, системы охлаждения. Некоторые 21-е – уже с передними подвесками и задними мостами от GAZ 24. Часть машин оборудовали усилителями тормозов. Для ежедневной езды «опция» отнюдь не бесполезная.
Приобретая запчасти для ГАЗ-21, не забывайте: за полтора десятилетия производства машину неоднократно модернизировали. Например, в 1950-х электрооборудование «Волги» было с «массой» на «плюсе», до 1962-го ставили рычажные амортизаторы. Крылья машин последнего поколения (1962–1970 гг.) подходят к ранним лишь с доделками.
Немного о ГАЗ-69 и 69А. Машин мало, большинство пало на свалках при автобазах. Многие обрели мосты, а иногда иные агрегаты от UAZ 469. Немало экземпляров с самодельным жестким верхом, иногда аляповатым, порой – вполне приличным. Большинство «козликов» – недороги, но искать лучше подальше от столиц.
ДЕШЕВЫЕ МОИ «МОСКВИЧИ»
За «Москвич-401» в первозданном, идеальном состоянии просят до 5000 долларов! Но нормальный автомобиль можно купить раз в 15 дешевле. На большинстве 400-х и 401-х – двигатели, коробки передач и подвески 408-х, иногда даже 412-х. Но хоть с родными, хоть с более свежими агрегатами, первые «москвичи» для ежедневной езды малопригодны. Кузов обычно варен-переварен, а деталей не сыскать. Машинка узкая, тесная и неустойчивая. Симпатичный раритет хорош лишь для нескольких неспешных выездов в год – на парады ровесников.
«Москвичей» моделей 402, 407 и 403 в продаже немало. За 300–500 долларов реально подобрать приличный. Моторы часто от младшего брата, 408-го: в свое время выпускали специальную модификацию и комплект деталей для переделки. Кузовные детали еще вполне можно найти, причем недорого. Ведь «москвичи», в отличие от «Волги», у старьевщиков не столь популярны. Многие детали подвески, тормозов подходят от моделей 408 и 412.
Универсалы «Москвич-423» и 424, а также полноприводные 410, 410Н и 411 редки. Последние три надо выбирать особенно внимательно: раздаточные коробки почти всегда неисправны!
«Москвичи-408» и 412 в среднем даже дешевле 402-х–407-х. Но приличных машин относительно немного: большей частью ржавые или просто гнилые. Их молодость пришлась на эпоху, когда ездить стали больше, причем круглый год. Зато запчастей пока много, ведь в Ижевске «москвичи-412» делали до 1990-х.
ОТ «ГОРБАТОГО» ДО «МЫЛЬНИЦЫ»
Чтобы купить аутентичный ЗАЗ-965, достаточно иногда и 300 долларов, хотя просят до 2000. «Горбатые» продают, как правило, ухоженные или хорошо отремонтированные. Благодаря преемственности моделей ЗАЗ запчасти, за исключением кузовных, достать нетрудно.
ЗАЗ-966 и 968 в среднем дешевле «горбатого». Много запущенных, совсем гнилых машин, часто предлагают так называемые «дачные» – без документов. На фоне низких цен на сами автомобили ремонт, особенно кузовной, может оказаться неоправданно дорогим.
ОБЩИЕ МЕСТА
Конечно, ездить на раритете лучше только летом. Тяжелый пуск двигателя (кстати, многие моторы всю жизнь работали на воде, под «Тосол» понадобится тщательная переборка системы охлаждения), слабенькие печки в сочетании со щелястыми салонами удовольствия от езды зимой не доставят. Да и шины подобрать нелегко. Но главное, конечно, коррозия: старый металл стоит беречь от снега и соли.
Обзорность, разгон, тормоза современным ритмам не соответствуют. Органы управления – тяжеловаты. Машины проявят свои лучшие качества лишь в неспешных летних поездках по шоссе на дачу, на природу. Проходимость машин с немощными, но тяговитыми моторами, большим дорожным просветом – очень недурна.
Старый, но ухоженный автомобиль, как правило, вызывает доброе отношение окружающих, даже инспекторов ГИБДД. А еще… Поверьте, езда в «каретах прошлого» иногда просто приятна. Впрочем, это аргумент эмоциональный и, конечно, субъективный.
«КОРАБЛЬ»
ПРЕЗИДЕНТА
Увлечение отечественной ретротехникой коснулось даже президента России. 8 мая 2005 года В.В. Путин и президент США Д. Буш позировали в ГАЗ-21. Судя по всему, машина сильно переделана. Некоторые издания утверждали, что на президентской «Волге» даже автоматическая коробка передач, но внешность автомобиль сохранил оригинальную.