Ты помнишь – вьюга злилась!
В «шипованной» компании вместе с победителем нашего прошлогоднего теста «Нокиан Хаккапелита 4» и слегка модернизированный «Мишлен Ивало 2» (его теперь шипуют на заводе «Мишлен» в Давыдове), модифицированный «Карвинг» от «Пирелли» и неизменный «Гудьир». Лидирующие бренды разбавлены корейскими «Кумхо» и японскими «Йокогама». Есть и недорогие нашенские новинки от «Амтела» и «Росавы», а также «Медео» – покрышки ЯШЗ, завоевавшие прошлой зимой небывалую для отечественных производителей популярность.
Отметим, что нешипованные новинки от «Нокиан», «Йокогамы», «Тойо» и «Росавы» представлены на нашем тесте впервые. Ориентиром же для сравнения выступает хорошо известный «Бриджстоун Близзак WS-50».
Лидером среди шипованных остался неизменный с прошлого года «Нокиан» с квадратными шипами. Порадовал Ярославский шинный – показатели «Медео» в нашем тесте достойны похвалы. А вот «Росаве» и «Амтелу» есть над чем поработать.
Заметен прогресс и в стане нешипованных – они обрели чуть ли не кошачью цепкость. Их сцепные свойства на льду приблизились к шипованным. И это при торможении в юз! (Сегодня все шинники при создании новых моделей ориентируются на машины с АBS.) Конечно, такое возможно при десяти–двенадцати градусах мороза. Появится разница между «шипами» и «нешипами» при околонулевой температуре, ведь только шипы могут, продавив слой воды, зацепиться за лед.
Еще одно наблюдение – очень заметного различия в сцепных свойствах «шипов» и «нешипов» среди лидеров нет! Разница лишь в поведении их при эксплуатации. Похоже, все, что можно было улучшить, сегодня уже улучшено, а потому явного превосходства какого-то одного производителя пока не предвидится. Если, конечно, не настанет время очередного революционного решения.
Вместе с автором испытания шин проводили Валерий Павлов, Андрей Образумов, Евгений Ларин, Антон Мишин, Антон Ананьев, Дмитрий Девятов и Юрий Курочкин.
ШИПОВАННЫЕ ШИНЫ
1-е место
NOKIAN HAKKAPELIITTA 4
917,2 балла
Страна-производитель – Финляндия
Индекс скорости – Т (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,0 мм
Масса шины – 7,1 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 90/1,5– 1,9 мм
Средняя цена* – 3400 руб.
Соотношение цена/качество – 3,70
Это то, что называется «классная шина»! Троганье с места внатяг, зато разгон и на льду, и на снегу возможен с интенсивной пробуксовкой. Хорошая эффективность при торможении на грани блокировки и почти такая же юзом. Очень быстрая разблокировка. Столь высокие эксплуатационные показатели шин будут радовать их обладателя совсем не бескорыстно – они почти в три (!) раза дороже «бюджетных» «Амтела» или «Росавы».
Уверенное управление дается благодаря очень хорошей реакции автомобиля, а также рулю, «наполненному» обратной связью. В повороте ощущается небольшой занос, но он легко парируется рулем либо газом.
В снегу шины великолепны, но вот на асфальте реакции на поворот руля, пожалуй, вяловаты. При этом тормоза очень хороши.
Шины жесткие – все дорожные неровности передаются на сиденья. В салоне автомобиля отчетливо прослушивается низкочастотный шум в диапазоне скоростей от 60 до 80 км/ч.
Лучшие сцепные свойства на снегу, отличные управляемость, проходимость и курсовая устойчивость на заснеженной дороге.
Замечания по плавности хода и курсовой устойчивости на асфальте, высокая цена.
Настоятельно рекомендуем для обледенелых, заснеженных и плохо очищенных дорог.
*Цена, рекомендованная производителем.
2-е место
MICHELIN IVALO 2
888,8 балла
Страна-производитель – Франция
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,4–9,7 мм
Масса шины – 8,2 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 90/1,8– 2,0 мм
Средняя цена – 2100 руб.
Соотношение цена/качество – 2,36
Новые шипы (ныне эти шины комплектуют стальными двухфланцевыми шипами «Турванаста») пошли «Мишлену» на пользу и позволили прорваться на подиум. Теперь он уверенно ведет себя на зимней дороге и не боится припорошенного снегом льда. Троганье и разгон на этих шинах эффективны на грани или с небольшой пробуксовкой. Торможение, если не блокировать колеса, очень эффективное. С заблокированными несколько хуже, к тому же после блокировки шины довольно долго раскручиваются.
Поведение в повороте «переднеприводное»: при сбросе газа – занос, при добавлении – снос. В начальной фазе входа в поворот ощущается небольшое запаздывание. Двигаться по глубокому снегу лучше внатяг. Застрял – на помощь придет задний ход. На заснеженной дороге автомобиль немного «плавает», словно шины упираются в снежные валики перед колесами. На асфальте же курсовая устойчивость довольно высокая. Ощущается высокочастотный пульсирующий шум в диапазоне от 60 до 100 км/ч. Мелкие неровности на кузов почти не передаются.
Лучшее торможение на льду, очень хорошая экономичность, хорошие управляемость и курсовая устойчивость на асфальте.
Высокий уровень шума.
Рекомендуем для любых зимних дорог и различных стилей управления.
3-е место
PIRELLI WINTER CARVING
861,9 балла
Страна-производитель – Испания
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,5 мм
Масса шины – 6,9 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 90/1,4– 1,6 мм
Средняя цена – 1900 руб.
Соотношение цена/качество – 2,20
Сцепные свойства этих шин высоки и стабильны как на снегу, так и льду. Исчезли имевшие в прошлом место резкие срывы в скольжение. Теперь «Карвинг» при переборе скорости в ледяном повороте начинает плавно скользить и так же плавно восстанавливает качение.
Тем не менее кое-какие проблемы остались. В начальной фазе скользкого поворота желательно выставить автомобиль на заданную траекторию – довернуть его на дуге будет очень сложно.
Троганье и разгон на льду требуют аккуратности – только на грани буксования, зато в снегу шины очень хороши. Их поведение при разгоне похоже на Nokian HKPL4. Торможение очень эффективно на грани блокировки. В глубоком снегу вперед идут неуверенно, зато назад – свободно.
Курсовая устойчивость на заснеженной дороге и чистом асфальте просто отменная, чего не скажешь о комфорте. Кузов воспринимает все неровности дороги, а на скоростях 60–80 и 100–120 км/ч салон просто наполняется «вертолетным» гулом.
Лучший разгон на снегу, высокие боковые сцепные свойства на льду, великолепная курсовая устойчивость на асфальте.
Невысокий уровень комфорта.
Рекомендуем для любых зимних дорог, особенно тем, кто готов пожертвовать комфортом ради скорости.
4-е место
MEDEO
860,2 балла
Страна-производитель – Россия
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,5–10,0 мм
Масса шины – 9,0 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 90/2,0– 2,1 мм
Средняя цена – 1350 руб.
Соотношение цена/качество – 1,57
Очень хорошие отечественные шины Ярославского завода, выигравшие в этом тесте у одного из недавних зимних лидеров Goodyear UG500. Medeo оказались лучше в торможении на льду и асфальте, удобнее в разгоне и управлении при достойной курсовой устойчивости и проходимости. Проигрывают в основном в расходе топлива.
Трогаться и разгоняться предпочтительней внатяг или с небольшим буксованием. Торможение эффективно на грани блокировки. Неплохо ведут себя в повороте, хотя несколько запаздывают на действия рулем. Реагируют на разное покрытие, предпочитая плотный снег. В рыхлом отмечаются резковатые срывы. Более предсказуемо поведение на льду. В глубоком снегу всегда можно выехать назад.
Довольно комфортная, тихая шина, при том, что шипы излишне выступают из резины.
Хорошие проходимость, управляемость на снегу и льду, курсовая устойчивость и лучшее торможение на асфальте. Соотношение цена/качество – одно из лучших в нашем тесте.
Повышенный расход топлива, невысокая курсовая устойчивость на заснеженной дороге.
Особо рекомендуем для любых зимних дорог и глубокого снега, хотя должны предупредить, что шипы с таким выступом долго не продержатся.
5-е место
GOODYEAR ULTRAGRIP 500
829,7 балла
Страна-производитель – Турция
Индекс скорости – Т (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,5 мм
Масса шины – 7,6 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 90/1,3– 1,5 мм
Средняя цена – 2200 руб.
Соотношение цена/качество – 2,65
«Гудьир» открывает категорию крепких середнячков, заметно оторвавшись от предыдущих участников нашего теста (разница между 5-м и 6-м местами почти 45 баллов!). В отличие от прошлых, нынешние «гудьиры» не так охотно держатся за лед. Троганье и разгон автомобиля только «на грани» или с небольшим буксованием – в этом шины похожи на Michelin. Такой эффект вообще присущ шинам, сделанным специально для автомобилей с электронной противобуксовочной системой. Торможение с ними гораздо лучше: четко ощущаешь границу блокировки, после чего вращение колес быстро восстанавливается.
Ощутима задержка реакции автомобиля на поворот руля. Управление на этих шинах требует сноровки и привыкания – резкие срывы и восстановление после скольжения заставляют постоянно работать рулем. Рыскает на прямой по рыхлому снегу. Хорошо трогается в глубоком снегу, но дальше движение возможно только внатяг. Вместе с тем это довольно комфортная шина.
Очень хорошие сцепные свойства на снегу, а также управление тормозами, экономный расход топлива.
Невысокие управляемость и курсовая устойчивость на заснеженной дороге.
Рекомендуем для любых зимних дорог при не очень быстрой езде.
6-е место
YOKOHAMA GUARDEX 700
775 баллов
Страна-производитель – Филиппины
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,0 мм
Масса шины – 8,0 кг
Количество/выступание шипов – 90/1,3 мм
Средняя цена – 1690 руб.
Соотношение цена/качество – 2,18
Довольно сбалансированные шины, но не для сугробов. Оно и не удивительно – какая уж на Филиппинах зима! Уверенный разгон омрачается небольшой пробуксовкой при троганье.
Торможение не столь эффективное, как у лучших шин, но вполне понятное – хорошо ощущается момент блокировки. Разборчивы в покрытиях – цепляются за плотный снег, а при чередовании снега и льда автомобиль немного «гуляет». Реакция на доворот руля невыразительна, «перекручивание» приводит к выходу с намеченной траектории. Неплохо управляются в заносе, хотя скольжения слегка затянуты. В глубоком снегу лучше двигаться с максимально возможной для данных условий скоростью, в крайнем случае внатяг; троганье затруднено.
В целом очень близки к предыдущим «Кумхо». Отличаются в худшую сторону топливной экономичностью и комфортом. Вероятная причина – шины довольно тяжелые, из импортных тяжелее только серебряный призер «Мишлен Ивало 2» и ярославские «Медео». На асфальте в салоне автомобиля становится шумно, при проезде неровностей ощущаются резкие толчки от дороги.
Очень хорошие торможение и курсовая устойчивость на асфальте.
Очень низкие сцепные свойства на зимней дороге и проходимость.
Рекомендуем для асфальтовых дорог, частично покрытых укатанным снегом.
7-е место
KUMHO IZEN STUD KW-11
773,2 балла
Страна-производитель – Корея
Индекс скорости – Т (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,0 мм
Масса шины – 6,9 кг
Количество/выступание шипов – 90/1,3– 1,8 мм
Средняя цена – 1630 руб.
Соотношение цена/качество – 2,11
Главные достоинства – высокий комфорт (шума шипов почти не слышно) и топливная экономичность. На заснеженных и обледенелых дорогах не следует ожидать особой цепкости этих шин.
Разгон – только внатяг (резкая потеря эффективности при пробуксовке). Предпочтение плотному снегу. Большая разница в сцепных свойствах на льду и снегу. В последнем случае торможение неплохое, но только до попадания на лед – там эффективность резко падает.
Первоначальная реакция на поворот руля вполне приемлемая, но если скорость велика, автомобиль может резко и неожиданно выйти из-под контроля. На заснеженной дороге шины срываются то в снос, то в занос. Скольжения излишне затянуты. Необходимы упреждающие действия рулем, чтобы хоть как-то управлять автомобилем. По глубокому снегу двигаться можно только внатяг, назад выезжает неуверенно.
Довольно слабые шины с низкими сцепными свойствами на льду. Видимо, корейцы не совсем четко представляют требования, предъявляемые настоящей зимой.
Лучшие по топливной экономичности, обеспечивают высокий уровень комфорта.
Низкие сцепные свойства, скромная проходимость, худшее торможение на асфальте.
Рекомендуем любителям неспешной и экономичной езды по очищенным асфальтовым дорогам.
8-е место
ROSAVA LEDOKOL
771 балл
Страна-производитель – Украина
Индекс скорости – S (180 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 7,0–7,9 мм
Масса шины – 7,6 кг
Количество/выступание шипов – 192/0,8– 1,0 мм
Средняя цена – 1200 руб.
Соотношение цена/качество – 1,56
Шипов у этой шины в два раза больше, чем требуют европейские нормы, но, утопленные в резину, они «Росаве» помогают слабо. Лидируют эти шины лишь в разгоне на льду – против стольких шипов не поспоришь.
При старте автомобиль чуть «зависает» – шипы расположены друг за другом, но дальнейший разгон вполне приемлемый. При торможении – резкий срыв в юз и длительное восстановление. Эффективно тормозят эти шины лишь на грани блокировки. Со снегом не дружат – здесь торможение и разгон весьма скромные. Движение по «целине» практически невозможно. Если уж «припрет» – приходится идти только ходом, прямо и без остановок. Остановишься – тронуться не сможешь, равно как и выбраться назад. При движении по рыхлому снегу шина рыскает, будто ищет, за что зацепиться.
Почти две сотни шипов отрицательно сказались и на комфорте. Шины жесткие и шумные, гудят даже на заснеженных дорогах. Два самых неприятных шумовых пика – при 50 и 70 км/ч. Удивительно только, что эти покрышки довольно экономичны.
Лучший разгон и очень высокие боковые сцепные свойства на льду, хорошая топливная экономичность.
Низкие проходимость и курсовая устойчивость на снегу, сильный шум.
Возможно использовать на чистых асфальтовых дорогах с незначительным гололедом. Не дружат со снегом!
9-е место
AMTEL NORDMASTER ST
761 балл
Страна-производитель – Россия
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,5–10,0 мм
Масса шины – 7,6 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Количество/выступание шипов – 112/0,9– 2,1 мм
Средняя цена – 1250 руб.
Соотношение цена/качество – 1,64
Не первый раз зимний «Амтел» проигрывает своим оппонентам. Причина, на наш взгляд, – малое выступание основной части шипов, из-за чего на льду шины ведут себя более чем скромно. Троганье и разгон эффективны только на грани буксования. Скорость, обеспечивающая надежное сцепление в повороте, довольно низкая. По смешанному покрытию езда на этих шинах требует особой осторожности – разница сцепных свойств на льду и снегу велика, и если в повороте со снежного покрова попасть на лед, автомобиль может «резко поскользнуться» – стать неуправляемым. Заноса в критических ситуациях нет, преобладает снос. В глубоком снегу движение только внатяг или при сильном буксовании. Троганье неуверенное, но вот назад выбирается вполне надежно.
Отметим хороший комфорт и курсовую устойчивость на асфальте, самые лучшие тормоза. Не слышно и шипов, но отчетливо ощущается шум протектора. Короче говоря, у «Амтела» потенциал есть! Надо только подобрать хорошие шипы и освоить правильную шиповку покрышек.
Очень хорошее торможение на снегу и лучшее на асфальте, небольшой расход топлива.
Низкие сцепные свойства на льду, неудобное управление торможением и разгоном.
Рекомендуем для чистых асфальтовых и слегка заснеженных дорог.
НЕШИПОВАННЫЕ ШИНЫ
1-е место
NOKIAN HAKKAPELIITTA RSi
902,5 балла
Страна-производитель – Финляндия
Индекс скорости – R (170 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 8,5–8,9 мм
Масса шины – 6,5 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Средняя цена* – 3520 руб.
Соотношение цена/качество – 3,9
Отлично сбалансированные шины. Почти во всех снежных и ледовых упражнениях самые лучшие или очень хорошие результаты, исключая торможение на льду. Причем не только в замерах, но и оценках.
Трогаться нужно аккуратно, однако разгон уверенный, даже с небольшой пробуксовкой, особенно на снегу. На нем, кстати, очень хорошая управляемость. Хорошие реакции на первый поворот рулевого колеса и доворот при движении по дуге. Заноса практически нет.
На высокой скорости в ледяном повороте ощущаешь небольшой занос, который умелому водителю только помогает.
Торможение на снегу, даже в блок, очень эффективное, хотя на льду требуется удерживать грань блокировки, иначе эффективность торможения падает. Прямолинейное движение по рыхлому снегу лучшее, чем у всех представленных шин. В глубоком снегу либо внатяг, либо с энергичной пробуксовкой. Назад выбирается уверенно.
Самые экономичные шины, с хорошей курсовой устойчивостью на асфальте. Раздражает лишь жесткость – так и хочется их слегка приспустить.
Очень хорошие сцепные свойства на снегу и льду, отличная курсовая устойчивость, хорошие управляемость и проходимость, лучшая экономичность.
Очень жесткие шины, высокая цена.
Настоятельно рекомендуем для любых зимних дорог, особенно для заснеженных.
2-е место
TOYO OBSERVE GRG30
901,7 балла
Страна-производитель – Япония
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,0 мм
Масса шины – 7,3 кг
Средняя цена – 1800 руб.
Соотношение цена/качество – 2,00
Троганье на льду и плотном снегу лучшее среди нешипованных шин. Автомобиль идет легко, интенсивный разгон – с любой степенью пробуксовки. Торможение эффективно и на грани блока, и юзом.
Управляемость очень хороша – при входе в поворот ощущаешь информативность на руле – он настолько «прозрачен», что позволяет чувствовать, какое покрытие под колесами. Автомобиль «под газом» вкручивается в поворот, а уверенностью «держать дорогу» напоминает «шиповки» Nokian HKPL4. Шины для тех, кто не прочь получить удовольствие от езды по зимней дороге. Отметим здесь, что эта шина набрала в наших тестах всего на 0,8 балла меньше, чем лидер. Разница ничтожна, хотя цена чуть ли не в два раза привлекательнее! Железный аргумент при выборе комплекта на зиму.
По проходимости близки к Bridgestone, однако позволяют двигаться и при сильном буксовании. В движении по заснеженной дороге машину немного затягивает в более рыхлый снег. С асфальтом не очень дружат – замедленная реакция на поворот руля. К тому же тормоза в блок хуже, чем у всех других. Самые комфортные и при этом довольно экономичные шины.
Высокие сцепные свойства на снегу и льду, хорошие комфорт, проходимость и топливная экономичность.
Худшие тормоза на асфальте.
Настоятельно рекомендуем для заснеженных дорог, где получите удовольствие от управления автомобилем.
3-е место
YOKOHAMA ICE GUARD
868,6 балла
Страна-производитель – Япония
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 7,0–9,0 мм
Масса шины – 7,1 кг
Средняя цена – 1650 руб.
Соотношение цена/качество – 1,90
Сцепные свойства высоки на любых покрытиях, а вот удобство управления оставляет желать лучшего. Троганье предпочтительнее внатяг, иначе есть шанс закопаться в снег. При разгоне допускают легкую пробуксовку. Торможение на льду при заблокированных колесах самое лучшее. В этом упражнении шина оставила позади все стальные, в том числе и шипованные!
В поворотах очень резкие, неожиданные срывы в скольжение и затянутое восстановление. При этом, конечно, теряется скорость. В рыхлом снегу рыскает, на высокой скорости тоже плавает так, что удержать автомобиль на желаемой траектории можно, только постоянно работая рулем. Газом управляется хуже. Движение по глубокому снегу неуверенное.
Очень хорошо эти шины тормозят на асфальте, они довольно комфортные, но управлять автомобилем с ними не доставляет особого удовольствия. Типичный компромисс для «белых» и «черных» асфальтовых дорог.
Очень хорошие сцепные свойства на снегу и льду, торможение на асфальте, очень низкий уровень шума.
Повышенный расход топлива, скромные проходимость и курсовая устойчивость на снегу.
Особо рекомендуем для любых зимних дорог.
4-е место
BRIDGESTONE BLIZZAK WS-50Z
846,5 балла
Страна-производитель – Япония
Индекс скорости – Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 9,0–9,8 мм
Масса шины – 7,0 кг
Средняя цена* – 2100 руб.
Соотношение цена/качество – 2,48
Недавно, два-три года назад, они были одними из лучших среди нешипованных, но время и конкуренты не стоят на месте. Сегодня «Бридж» выглядит весьма скромно, выделяясь разве что резвым разгоном на снегу да хорошей проходимостью. При троганье немного зависает, но затем довольно уверенный разгон, хорошее торможение на грани блокировки. Вот только срыв в юз весьма резкий и плохо контролируется.
Движение по льду и на плотном снегу сопровождается неприятным заносом, требующим корректировки. В поворотах на заснеженной дороге и на асфальте шины «вялые». Руль приходится крутить намного больше, чем обычно, автомобиль же на это реагирует с ощутимым запаздыванием.
При движении по глубокому снегу создается впечатление, что шина всплывает. Возможно только внатяг и с небольшим буксованием. Назад выезжает не очень уверенно. На асфальте же самые лучшие тормоза сочетаются с «плаванием» на высокой скорости.
Очень тихие шины. На кузов передают только толчки от крупных неровностей.
Лучший разгон на снегу и тормоза на асфальте, очень хорошая проходимость.
Невысокие курсовая устойчивость и сцепные свойства на льду.
Рекомендуем для заснеженных дорог и глубокого снега при неторопливой езде.
5-е место
ROSAVA BC-53
765,3 балла
Страна-производитель – Украина
Индекс скорости – S (180 км/ч)
Глубина рисунка протектора – 7,6–8,0 мм
Масса шины – 7,2 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Средняя цена – 1100 руб.
Соотношение цена/качество – 1,44
Управлять машиной, обутой в «Росаву», нужно максимально плавно, только тогда достигается приемлемый результат. Очень неплоха первая реакция на поворот руля. Если изначально выставить автомобиль на правильную траекторию и подобрать скорость, никаких проблем не возникнет. Довернуть в повороте не удается – автомобиль начинает уходить в снос, распрямляя траекторию. Однако на дорогах общего пользования покрытие переменчиво – неизвестно, какой поворот впереди. На высокой скорости появляется сильный занос, требующий корректировки.
Движение по глубокому снегу возможно только ходом, троганье и выезд назад затруднены.
Шины излишне жесткие и к тому же очень шумные. Тем не менее расход топлива на них приемлемый.
Лучшие тормоза на асфальте.
Низкие сцепные свойства на снегу и льду, невысокие проходимость и управляемость.
Рекомендуем только для хорошо очищенных дорог.