Диагностика утечки. Вода дырочку найдет
Пока автомобиль новый, да у внимательного хозяина, – особых проблем нет. Первую же утечку хозяин обнаружит и постарается устранить. Но вот другая картина: машина старая, а чистюля-владелец брезгует лишний раз открыть капот, под которым настоящая разруха, запустение… Найти негерметичное место той или иной системы непросто даже в хорошем сервисе, где мастера-самородки по запаху, цвету, консистенции (а то и по вкусу!) определяют, откуда и что течет. А если самородков нет? Видно, нужны приемы, которые облегчат поиск утечек и простому смертному. И они созданы. Поговаривают, будто заимствовали их у военно-промышленного комплекса, но для нас главное, что метод определения утечек прост, красив и к тому же исключительно достоверен. В исследуемую систему заливают некоторое количество специальной жидкости, способной флуоресцировать в лучах ультрафиолетовой лампы. Осветив ею интересующий участок, мастер сразу увидит утечку.
Разумеется, разработка флуоресцирующей жидкости потребовала немалых усилий – ведь она не должна оказывать вредного воздействия на окружающую среду, нарушать баланс присадок, содержащихся в масле, вступать с ним или с материалами деталей автомобиля в химические реакции. Непростые требования. Возможно, поэтому и сегодня универсального продукта нет. На фото 1 показываем три основных вида. Слева – жидкость, предназначенная для систем смазки, различных коробок передач, гидроусилителя руля, топливной системы. В центре – для кондиционера. Справа – для системы охлаждения двигателя.
В случае путаницы трагедии не будет – просто эффект от «не той» жидкости минимален, небольшую течь можно упустить. Для удобства дозирования на всех банках есть мерные шкалы. В прилагаемой к товару инструкции указано, куда и сколько заливать. Например, в систему смазки двигателя емкостью 3,8–5,7 л достаточно залить 15 мл препарата, для кондиционера, содержащего 0,7–1 кг фреона, хватит 7,5 мл, а для топлива в количестве 45–70 л нужно около 30 мл.
Флуоресцентная жидкость для контроля системы охлаждения поможет и при проверке герметичности люка на крыше (фото 2), дверей и т. п. А на некоторых автомобилях при засорении слива дождевой воды она проникает из моторного отсека в короба, лонжероны и даже плещется под ногами задних пассажиров – попробуй-ка по старинке найти источник! Описываемый метод многократно упрощает работу.
Любопытно, что изначально самые большие проблемы автомобилистам создавали кондиционеры – именно отсутствием средств для их диагностики. Примитивными методами, без дополнительного оборудования найти место утечки фреона зачастую невозможно. Так появились заправочные шприцы (фото 3) с переходниками под штуцеры кондиционера – теперь даже начинающий механик сумеет быстро заправить систему флуоресцирующей жидкостью и в считанные минуты проверить ее герметичность. Но чтобы убежавшая жидкость светилась, необходим ультрафиолетовый фонарь. Их предлагают несколько видов: как с питанием от батареи автомобиля, так и с автономным. Второй вариант, конечно, удобнее, универсальнее, но ударопрочный корпус и адаптер под зарядное устройство на задней крышке (фото 4) обусловили его более высокую стоимость. В комплекте обязательно есть защитные очки, так как мощный ультрафиолетовый поток вреден для глаз.
Некоторые фирмы, обслуживая автомобиль клиента, заранее добавляют нужные препараты в масла, охлаждающую жидкость и т. д. Подобный товар появляется и на рынке: при смене, скажем, «Тосола» новая охлаждающая жидкость, залитая в систему, уже способна флуоресцировать.
В дополнение к светящимся в ультрафиолете жидкостям фирмы предлагают моющие составы. Дело в том, что при негерметичности системы жидкость, смешавшись с грязью, растекается обширным пятном, которое сияет в лучах фонаря. Перед проверкой нужно удалить следы такой утечки и только потом искать неплотность. (Если под рукой не оказалось моющей жидкости, вполне сойдет средство для очистки двигателя.)
Мы познакомили вас с мощным, доступным и эффективным средством обнаружения различных течей – отнюдь не только в автомобиле. Представьте, например, что прохудилась крыша на даче…