Ежик в тумане
Короче говоря, установка противотуманных фар (ПТФ) – дело для кого-то полезное, но считать их панацеей – большая ошибка. К тому же любому самодельщику полезно помнить вот что.
Первое: если завод–изготовитель вашего автомобиля в свое время не предусмотрел на нем противотуманок (примеров сколько угодно), то ставить их самостоятельно вроде бы нельзя. Правила движения, как давно известно, запрещают вносить в конструкцию автомобиля какие-либо изменения без ведома завода. «Умный» автоинспектор понимает это как ему надо – и легко ущучит за любую мелочь. Даже за нештатный болт – «секретку» крепления колеса. А тут – фары! Нарушение вопиющее, ведь в тексте современных ПДД о дополнительных нет ни слова. Отсюда и трактовка заинтересованных гаишников: «Не разрешено – значит запрещено!» Покупая противотуманки, будьте готовы «в случае чего» отбиваться от поборов.
Второе: если уж ПТФ ставить – то лишь так, как это оговаривалось в старых правилах, – ниже головных фар, а по горизонтали – не шире их. В этой области ничего нового не придумано. Чтобы сквозь туман было видно дорогу, фары должны освещать ее полотно, а не мутную мглу перед глазами водителя. (Включив в тумане дальний свет, всякий поймет, что это не годится, – за таким «молоком» ни зги не видать.) Следовательно, если кого-то наказывают за противотуманки на крыше – поделом. А как еще вразумлять бестолковых?
Итак, места для ПТФ определены, изготовлены крепления, кронштейны и т. п. Дело за электрикой. Как правильно подключить противотуманки к бортовой сети?
Начнем с выбора сечения проводов – оно должно быть достаточно большим, чтобы питание мощных ламп не отягощалось большими потерями. Для ориентировки поднимите капот и взгляните на провода, обслуживающие штатные фары. Для противотуманных нужны примерно такие же, а никак не меньшего сечения.
Опорный «плюс» для ПТФ лучше протянуть напрямую от аккумуляторной батареи – этот силовой провод сведет потери к минимуму. И непосредственно в этот провод встроить предохранитель примерно на 15 А. Но это не все. Чтобы не насиловать большим током слабые контакты выключателя ПТФ, в схему их питания вводят разгрузочное реле, о чем в прошлых беседах мы говорили. Для срабатывания (включения) реле годится провод сравнительно небольшого сечения (подобных под капотом немало) – подключить его можно, например, как на схеме 1 – к питанию ламп «габаритов». Так сделано на многих серийных автомобилях.
А теперь – об установке дополнительного стоп-сигнала («дублера»). Кто-то ограничивается одним фонарем, иному и двух мало. Но ведь автомобиль не новогодняя елка. Главное – постарайтесь избежать грубых ошибок. На фото 2 показано, каков «эффект» от установки дополнительного фонаря за тонированным (!) стеклом: днем – никакого проку.
Если по схеме нет вопросов, начнем подключать. Мощность ламп не слишком велика – здесь можно обойтись и без разгрузочного реле. Но есть свои сложности – например, понадобятся провода от дублеров до штатных стоп-сигналов (схема на рис. 2).
Особого разговора в этом плане заслуживают американские автомобили, в которых функции «стопов» и указателей поворота выполняют одни и те же нити накаливания. На «американцах» лучше всего протянуть дополнительные провода (по схеме на рис. 3) от «лягушки» к дублерам. Если подключить дублеры к лампам «стоп», то при неудачном размещении дополнительных фонарей едущие за вами, перестав что-либо понимать, рискуют утратить душевное равновесие. Да и вам вряд ли нужна опасная неразбериха с сигналами. (Между прочим, к американскому автомобилю по этой причине непросто подключить русский прицеп.)
На рис. 4 показываем, как правильно подключить «дубль» на автомобилях с диагностикой исправности ламп. Если их число просто увеличить, как на рис. 2, система диагностики может на это ответить чехардой, действуя вам на нервы! Здесь выручит дополнительное реле по схеме на рис. 4. Проверено на автомобилях VAZ 2110, 2115.