Капля на километр

КАПЛЯ НА КИЛОМЕТР

Самое удивительное, что ярко раскрашенные, сверкающие одноместные «автомобили-капли» строят не профессионалы автоиндустрии, а мальчишки и девчонки – школьники и студенты. Уже более 20 лет «Шелл» организует в Европе эти молодежные состязания, доступные широкому кругу энтузиастов. Судите сами: стартового взноса в «Эко-марафоне» нет, да и расходы на переезд к месту гонки организаторы частично берут на себя. Не стоит в стороне и «Мишлен», чьи шины используют все команды: новейшие радиальные покрышки себестоимостью около 200 евро (на которых, кстати, и был достигнут рекордно низкий расход) французские шинники предоставляют бесплатно.

В этом году «Эко-марафон» впервые проходит не в один, а в три этапа. На первом – во французском городе Ногаро – участвовали около 200 команд из 18 стран. Двадцать пять лучших отправились в Клермон-Ферран на второй этап, где и был установлен новый рекорд. Оттуда наш фоторепортаж.

Соревнования прошли на полигоне «Мишлена» в живописной французской провинции Овернь. Это почти идеальное место для установления рекордов экономичности. Во-первых, здешняя трасса в отличие от Ногаро – ровная, без перепада высот. А во-вторых, шинники используют ее только для дождевых испытаний, поэтому здесь нет наката резины в поворотах, к которой слишком сильно липнут шины, что значительно повышает сопротивление качению.

Участники выстроились на старте. Условия гонки просты: проехать 10 кругов (чуть больше 20 км) со средней скоростью не менее 30 км/ч (после истечения расчетного времени финиш закрывается). Но побеждает не просто самый экономичный автомобиль: очки начисляются и по местам на финише, и по расходу топлива, а потом суммируются. Математикам приходится поломать голову: как найти баланс между скоростью и экономичностью?

Поскольку двигатель на трассе запускают лишь изредка, а подвод «посторонней энергии» по ходу заезда запрещен, его не охлаждают, как в обычных автомобилях, а, наоборот, укутывают потеплее. В этой команде с бюджетом всего около 400 евро в год используют обычное шерстяное одеяло. Несмотря на «непрестижный» интерьер болида, команда пробилась во второй этап с неплохими результатами.

В «бензобаке» (мерной воронке на 20 – 50 мл) создают давление около 3 бар – это необходимо для нормальной работы впрыска (карбюраторных автомобилей здесь не встретишь), да и потери на испарение меньше. Ресивером служит… пластиковая бутылка – перед гонкой ее накачивают воздухом. Многие панели сделаны из углепластика – жесткость им придает гофрированная структура листов. Из такого же материала делают и колесные диски. Первые два заезда проходили на традиционных диагональных шинах. Их сопротивление качению – 2 кг на тонну полной массы машины. Для сравнения: сопротивление легковой радиальной шины в несколько раз выше – 8–12 кг/т. Радиальные шины «Мишлен» обладают и вовсе фантастическими характеристиками: при внутреннем давлении 6 бар их сопротивление качению всего 1 кг/т – как у железнодорожного колеса, катящегося по рельсам. Это близкая к предельной величина: здесь основную роль уже играет деформация не шины, а дорожного полотна. Но рекорды – дело тонкое: в ходе тренировок изношенные покрышки порой взрывались.

Минимальный вес пилота – 45 кг, поэтому за рулем обычно невысокие хрупкие девушки. Минимальный вес самого болида не ограничен.

Победитель в общем зачете – команда № 2 из университета им. Поля Сабатье (Тулуза). Их болид работает на бензине. Для других видов топлива расход считают по удельной теплотворной способности.

Первенство в классе городских прототипов (Urban Concept) завоевала команда из Дании. Эти автомобили выше и значительно тяжелее, ведь регламент включает немало «весомых» пунктов – в частности, дисковые тормоза на всех колесах.

Абсолютный рекорд экономичности вновь, как и год назад, показала команда № 9 из Цюриха. Ее болид оснащен электродвигателем на водородных топливных элементах. Максимальная мощность – 300 Вт, но для постоянной тяги достаточно 60–80 Вт. Мощность водородных ячеек выбрали с запасом – 1000 Вт, что позволило увеличить КПД. Для уменьшения аэродинамических потерь этот автомобиль рулит как электрокар – задним колесом. А передние колеса почти без зазора спрятаны под обтекателями.

Подпишитесь на «За рулем» в